10 ноября 2014, 15:52,
обновлено 31 марта 2015, 14:28
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана

История переговоров Ирана и "шестерки" международных посредников. Досье

Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, 2014 год. Архив EPA/ HANS PUNZ
Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, 2014 год

14 июля 2015 г. в Вене был согласован итоговый Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе

ТАСС-ДОСЬЕ /Эльнара Гулиева/. Переговоры по иранскому ядерному досье начались в 2004 г., после того как западные страны обвинили Тегеран в развитии "секретной военной ядерной программы". С 2006 г. переговоры с Ираном вела "шестерка" международных посредников - пять постоянных членов СБ ООН и Германия.

В 2006-2010 гг. в отношении Ирана вводилось несколько пакетов санкции. 14 июля 2015 г. в Вене был согласован итоговый Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе. ИРИ обязалась не производить оружейный плутоний, в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг обогащенного до 3,67% урана, переоборудовать ядерные объекты и использовать их исключительно в мирных целях.

В ближайшее время начнется снятие санкций, однако оружейное эмбарго, введенное СБ ООН, будет сохраняться в течение 5 лет, запрет на поставку в Иран технологий баллистических ракет - в течение 8 лет, эксперты МАГАТЭ будут проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет. При нарушении условий соглашения санкции могут быть возобновлены. 20 июля этот план поддержал СБ ООН. 18 октября 2015 г. по прошествии 90 дней с момента принятия резолюции Совместный всеобъемлющий план действий вступил в силу, и стороны начали предпринимать шаги по выполнению взятых на себя обязательств.

История переговоров

Первые переговоры Ирана с "шестеркой" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) по вопросу ограничения иранской ядерной программы состоялись в июне 2006 г. в Вене.

До этого переговоры с Исламской Республикой Иран (ИРИ) вела "евротройка" - Франция, Германия и Великобритания. Переговорный процесс был начат в 2004 г., когда в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ.

Это стало поводом обвинить иранцев в стремлении получить ядерное оружие. В обмен на замораживание программы обогащения урана европейские страны предложили Тегерану поставлять низкообогащенный уран для легководных реакторов, которые не могут быть использованы для создания ядерного оружия. Иранские власти не пошли на сделку. Аргументы Тегерана основывались на том, что Иран как член МАГАТЭ и страна, подписавшая Договор о нераспространении ядерного оружия, имеет право развивать собственную ядерную энергетику. Ситуация зашла в тупик, после чего иранское ядерное досье было передано в Совет Безопасности ООН с тем, чтобы он усилил политико-дипломатическое давление на ИРИ. Однако рассмотрение ядерного досье Ирана в Совбезе было приостановлено, после того как руководство страны согласилось на расширенный формат переговоров с участием "шестерки".

В ходе первых встреч в новом формате Ирану за отказ от обогащения урана были предложены широкие экономические преференции, включая поддержку строительства легководных реакторов. После очередного отказа иранской стороны пойти на уступки рассмотрение ядерного досье возобновилось в СБ ООН. В 2006-2010 гг. Совбез принял четыре резолюции, предусматривающие введение и ужесточение санкций в отношении этой страны. Несмотря на санкционное давление, Иран не прекращал развитие ядерной программы.

"Шестерка" со своей стороны не оставляла попыток получить от Ирана подтверждения невоенного характера иранской ядерной программы. Так, в 2008 г. в обмен на прекращение работ по обогащению урана Ирану были предложены проекты финансовой поддержки энергетического комплекса и возможность нормализовать торгово-экономические отношения с Западом. В 2009 г. рассматривалась схема, согласно которой Иран мог вывезти 1,2 тонны низкообогащенного урана для дообогащения в России. В 2010 г. аналогичное предложение сделали Турция и Бразилия. Тегеран заявил, что согласен лишь на синхронный обмен ядерных материалов на своей территории и выступает против предложения об одностороннем вывозе ядерных материалов за границу. Переговоры вновь зашли в тупик.

После принятия очередного пакета санкций СБ ООН против Ирана в июне 2010 г. президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что замораживает все переговоры о ядерной программе своей страны с тем, чтобы "дисциплинировать Запад". Тем не менее в декабре 2010 г. представителям "шестерки" и МАГАТЭ удалось возобновить переговорный процесс. Впоследствии состоялась серия встреч на уровне экспертов, политдиректоров и министров иностранных дел, однако взаимоприемлемых договоренностей достичь не удавалось. Тегеран был согласен на проведение переговоров при условии соблюдения его прав на мирное освоение атома и не собирался приостанавливать реализацию своей ядерной программы, заявляя об исключительно мирном характере ядерной программы и отсутствии намерений создания ядерного оружия.

Первые успехи

24 ноября 2013 г. в ходе переговоров Ирана и "шестерки" в Женеве был подписан Совместный план действий (т.н. промежуточное Женевское соглашение), в котором Иран взял на себя обязательство прекратить обогащение урана свыше 5%, уничтожить все запасы обогащенных до 20% ядерных материалов, остановить строительство новых центров по обогащению урана. В ответ Иран получил подтвержденное международным сообществом право на обогащение урана до 5% и ослабление санкций, которые серьезно препятствовали развитию иранской экономики. Соглашение вступило в силу 20 января 2014 г. Его действие было рассчитано на полгода, но 18 июля 2014 г. было продлено до 24 ноября 2014 г. В этот период Иран и "шестерка" должны были урегулировать ряд вопросов и выйти на подписание итогового документа.

В течение 2014 г. состоялась серия полноформатных раундов переговоров, однако ни на одном из них не удалось достичь значительных успехов. Основные споры развернулись вокруг перепрофилирования работы тяжеловодного реактора IR-40 в г. Арак (с тем, чтобы исключить возможность производства там плутония в военных целях); завода по обогащению урана "Форду" (некоторые из стран "шестерки" настаивали на его закрытии); предоставления со стороны ИРИ доказательств о невоенной направленности ядерной программы; графика выполнения итогового соглашения.

18-24 ноября 2014 г. в Вене прошел очередной раунд переговоров на уровне министров. Предполагалось, что он станет заключительным и завершится подписанием всеобъемлющего соглашения. Однако из-за сохраняющихся разногласий сторонам не удалось выработать текст соглашения. 24 ноября было принято решение продлить срок действия Совместного плана до 30 июня 2015 г. и согласовать принять рамочное соглашение до 31 марта 2015 г. Участники переговоров достигли договоренности о том, что дополнительных санкций в отношении Ирана вводится не будет, а средства Тегерана, замороженные в зарубежных банках, будут ежемесячно освобождаться в объеме около $700 млн при условии выполнения Ираном Женевского соглашения 2013 г.

В декабре 2014 - марте 2015 г. прошли четыре раунда переговоров на уровне политдиректоров, но достичь прогресса в разрешении противоречий не удалось.

30 марта - 2 апреля 2015 г. в Лозанне (Швейцария) состоялась координационная встреча министров иностранных дел стран "шестерки" и очередной раунд переговоров с Ираном. 2 апреля стороны достигли договоренностей по ключевым вопросам итогового соглашения. В соответствии с ним, Иран обязался: сократить количество центрифуг для обогащения урана на две трети - с 19 тыс. до 6104 единиц; в течение десяти лет обогащать уран только на объекте в Натанзе и только на 5060 центрифугах IR-1 первого поколения; остальные центрифуги использовать для работы с другими материалами, в т.ч. в научных и медицинских целях; центрифуги нового поколения с завода в Натанзе под наблюдением МАГАТЭ отправить на склад. Иран также согласился в течение 15 лет не создавать новые объекты по обогащению урана, не обогащать уран до уровня более 3,67% и сократить запасы низкообогащенного урана, составляющие 10 тонн, до 300 кг. В течение 25 лет инспекторы МАГАТЭ будут иметь регулярный доступ ко всем ядерным объектам Ирана. В тексте соглашения также отмечено, что Иран согласился осуществить конверсию своего исследовательского ядерного реактора на тяжелой воде в Араке, чтобы он не мог нарабатывать оружейный плутоний. Иран и "шестерка" достигли соглашения о том, что по мере выполнения международного соглашения политические и экономические санкции против Ирана будут отменяться, однако руководство ИРИ продолжало настаивать на снятии всех санкций сразу после подписания итогового соглашения.

Итоговое соглашение

14 июля 2015 г. в Вене Иран и страны "шестерки " согласовали положения итогового Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД).

Соглашение, рассчитанное на 10 лет, включает в себя основной текст и пять технических приложений (по ядерной проблематике, санкциям, ядерному сотрудничеству, совместной комиссии и порядке реализации договоренностей). Оно гарантирует исключительно мирный характер иранской ядерной программы, поскольку ИРИ обязуется в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг обогащенного до 3,67% урана. Высокообогащенный уран и оружейный плутоний, которые являются материалами, необходимыми для создания ядерного оружия, Тегеран производить не будет. Завод по обогащению урана в Форду будет перепрофилирован в технологический центр. Кроме этого, исключительно в мирных целях будет использоваться ядерный комплекс в Араке, мощность тяжеловодного реактора не будет превышать 20 мегаватт, а параметры его реконфигурации определит международный консорциум. Все отработанное ядерное топливо будет вывозиться за пределы Ирана в течение всего времени действия реактора.

В рамках соглашения была достигнута договоренность о снятии санкций, введенных СБ ООН и отдельными странами (меры по доступу в сферы торговли, технологий, финансов и энергетики). Оружейное эмбарго, введенное СБ ООН, будет сохраняться в течение пяти лет, при этом поставки вооружений в Иран возможны при прохождении соответствующей процедуры уведомления и верификации через СБ ООН. Запрет на поставку в Иран технологий баллистических ракет будет действовать в течение восьми лет.

Эксперты МАГАТЭ будут проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет. Кроме того, для оценки выполнения соглашения при СБ ООН будет создана специальная комиссия, а также будут проводиться регулярные встречи Иран и "шестерки" на министерском уровне. При нарушении условий сделки санкции могут быть возобновлены в течение 65 дней.

20 июля 2015 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию 2231 в поддержку Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Документ подтверждает неотъемлемое право Ирана на развитие мирной ядерной программы, включая обогащение урана, при обеспечении всеобъемлющего контроля со стороны МАГАТЭ. Резолюция также предусматривает отмену всех санкций в отношении Ирана через 10 лет после заключения сделки при условии, что власти ИРИ будут выполнять достигнутые договоренности. Кроме того, она предполагает отмену всех действующих в отношении Ирана санкционных резолюций после подтверждения МАГАТЭ факта выполнения Тегераном обязательств по венскому соглашению. В случае выявления несоблюдения одной из сторон соглашения своих обязательств в СБ ООН в течение 30 дней будет проведено голосование, которое может повлечь за собой возобновление действия всех санкций ООН.

Шаги по реализации соглашения

13 октября 2015 г. соглашение с "шестеркой" получило одобрение иранского меджлиса (парламента). 15 октября 2015 г. МАГАТЭ заявило, что Иран выполнил свои обязательства в рамках двусторонней "дорожной карты" по прояснению вопросов возможной военной направленности своей ядерной программы.

18 октября 2015 г. по прошествии 90 дней после принятия СБ ООН резолюции 2231 СВПД вступил в силу. С этого дня стороны начали предпринимать шаги для выполнения взятых на себя обязательств. Так, Иран уведомил МАГАТЭ о готовности к применению Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях в ядерной сфере, в соответствии с которым международные инспекторы получают расширенный доступ к ядерным объектам и дополнительные возможности для проведения их проверок. В этот же день президент США Барак Обама поручил главам госдепартамента, министерств торговли, финансов и энергетики начать подготовку к снятию санкций с Ирана. ЕС также утвердил законодательную базу для отмены всех экономических и финансовых санкций, касающихся ядерной программы ИРИ. Санкции будут сняты, после того как МАГАТЭ подтвердит, что Иран выполнил взятые на себя обязательства. При нарушении условий соглашения санкции могут быть возобновлены.

Совместная комиссия

Для наблюдения за выполнением СВПД и разрешения возможных споров вокруг иранской ядерной программы учреждена совместная комиссии. В числе функций этой структуры - оценка и утверждение финального плана создания исследовательского реактора на тяжелой воде, оценка и утверждение предложенных Ираном планов по исследованиям и созданию уранового топлива, работам по обогащению урана, специфическим работам в центре Форду. Комиссия может создавать рабочие группы по конкретным областям. Координировать ее работу будет Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

Большинство решений комиссии должны приниматься на основе консенсуса.

Заседания будут проводиться в Нью-Йорке, Вене или Женеве ежеквартально или по требованию любого из участников комиссии.

Если механизмы добровольного урегулирования не сработают, "совместная комиссия на основе консенсуса или простым большинством голосов потребует от Ирана прояснить обеспокоенности инспекторов МАГАТЭ".