Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

История попыток создания зоны свободной торговли АТЭС

11 ноября 2014, 19:14 UTC+3
Поделиться
Материал из 1 страницы

ТАСС-ДОСЬЕ (Татьяна Соловьева). Идея создания зоны свободной торговли в странах Азиатско-Тихоокеанского региона была выдвинута в "Богорской декларации", принятой на втором саммите АТЭС, проходившем в ноябре 1994 г. в Индонезии. Документ получил свое название от имени города, где проходила встреча.

В декларации была поставлена цель ввести к 2010 г. режим свободной торговли и инвестиций для развитых стран региона и к 2020 г. - для развивающихся. В качестве приоритетных мер было определено снижение ставок таможенных пошлин, уменьшение нетарифных ограничений и ограничений в торговле услугами. Все эти задачи получили название "Богорских целей".

В ноябре 1995 г. на третьем саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Осаке принята пошаговая программа действий: достижение прозрачности законов и процедур, регулирующих движение товаров, услуг и капиталов; снижение ставок таможенных пошлин; приведение национальных промышленных стандартов в соответствие с международными нормами; отказ от протекционистских экономических мер.

В Манильской декларации "От видения к действию", принятой АТЭС в 1996 г., предусматривалось составление коллективных и индивидуальных планов стран региона по вхождению в будущую зону свободной торговли на основе принципов "невзаимности" (развитые страны предоставляют развивающимся особые тарифные уступки в одностороннем порядке), добровольности и консенсуса.

В 1997 г. на саммите АТЭС в канадском Ванкувере согласована программа ускоренной добровольной секторальной либерализации, которая предусматривала устранение к 2010 г. тарифных и нетарифных барьеров в 9 секторах, в том числе энергетике, химической промышленности, рыбном и лесном хозяйстве, телекоммуникациях, технологии в экологической сфере, а также торговле игрушками и ювелирными изделиями. Объем регионального рынка в этих секторах оценивался на тот момент в 1,5 трлн долларов.

В 1998 г. на саммите в Куала-Лумупе (Малайзия), который прошел в условиях азиатского экономического кризиса (1997-1998), выявились разногласия в подходах к либерализации торговли. Особенно острые расхождения были отмечены между Японией и США. Вашингтон, который имел отрицательное сальдо в торговле с Японией, настаивал на либерализации торговли во всех 9 секторах, намеченных на предыдущем саммите. Токио выступал против устранения тарифных барьеров в торговле рыбой и лесом.

На тринадцатой встрече в верхах в ноябре 2005 г. в Пусане (Республика Корея) лидеры экономик АТЭС приняли "дорожную карту" продвижения к "Богорским целям".

На следующей встрече АТЭС, в ноябре 2006 г. в Ханое, был принят "Ханойский план действий по реализации Пусанской "дорожной карты" продвижения к Богорским целям". Однако введению режима свободной торговли помешал экономический кризис 2008 г. В результате запланированное на 2010 г. создание зоны свободной торговли АТЭС не состоялось.

В ноябре 2010 г. участники очередного саммита в Иокогаме (Япония) подтвердили, что "обеспечение свободной и открытой торговли и инвестиционных обменов" остается основным экономическим приоритетом АТЭС. Они также пообещали, что будут воздерживаться от введения барьеров в инвестициях и торговле. В принятой по итогам саммита декларации было отмечено, что возможной базой для будущей Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли могут стать региональные интеграционные проекты. К этому времени существовало два подобных проекта.

Во-первых, это активно лоббируемое США Транс-Тихоокеанское партнерство - форум стран региона, также заявляющий в качестве своей цели создание зоны свободной торговли с учетом "Богорских целей". При этом участие Китая в партнерстве не предполагается.

Во-вторых, это разработанная Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), модель "АСЕАН+", которая подразумевает формирование Восточноазиатской зоны свободной торговли на базе договоров, заключаемых Ассоциацией с другими государствами региона. Эта модель, в свою очередь, не предусматривает участия США.

11 ноября 2014 г. по итогам саммита в Китае лидеры АТЭС приняли Пекинскую дорожную карту по содействию продвижению к Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли.

Дискуссии о принципах формирования зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе продолжаются до настоящего времени.

На долю экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходится около 40% населения мира, 57% мирового ВВП и 48% оборота международной торговли. За последние 25 лет торговые тарифы в регионе снизились почти на 70%.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама