11 ноября 2014, 16:14

История попыток создания зоны свободной торговли АТЭС

ТАСС-ДОСЬЕ (Татьяна Соловьева). Идея создания зоны свободной торговли в странах Азиатско-Тихоокеанского региона была выдвинута в "Богорской декларации", принятой на втором саммите АТЭС, проходившем в ноябре 1994 г. в Индонезии. Документ получил свое название от имени города, где проходила встреча.

В декларации была поставлена цель ввести к 2010 г. режим свободной торговли и инвестиций для развитых стран региона и к 2020 г. - для развивающихся. В качестве приоритетных мер было определено снижение ставок таможенных пошлин, уменьшение нетарифных ограничений и ограничений в торговле услугами. Все эти задачи получили название "Богорских целей".

В ноябре 1995 г. на третьем саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Осаке принята пошаговая программа действий: достижение прозрачности законов и процедур, регулирующих движение товаров, услуг и капиталов; снижение ставок таможенных пошлин; приведение национальных промышленных стандартов в соответствие с международными нормами; отказ от протекционистских экономических мер.

В Манильской декларации "От видения к действию", принятой АТЭС в 1996 г., предусматривалось составление коллективных и индивидуальных планов стран региона по вхождению в будущую зону свободной торговли на основе принципов "невзаимности" (развитые страны предоставляют развивающимся особые тарифные уступки в одностороннем порядке), добровольности и консенсуса.

В 1997 г. на саммите АТЭС в канадском Ванкувере согласована программа ускоренной добровольной секторальной либерализации, которая предусматривала устранение к 2010 г. тарифных и нетарифных барьеров в 9 секторах, в том числе энергетике, химической промышленности, рыбном и лесном хозяйстве, телекоммуникациях, технологии в экологической сфере, а также торговле игрушками и ювелирными изделиями. Объем регионального рынка в этих секторах оценивался на тот момент в 1,5 трлн долларов.

В 1998 г. на саммите в Куала-Лумупе (Малайзия), который прошел в условиях азиатского экономического кризиса (1997-1998), выявились разногласия в подходах к либерализации торговли. Особенно острые расхождения были отмечены между Японией и США. Вашингтон, который имел отрицательное сальдо в торговле с Японией, настаивал на либерализации торговли во всех 9 секторах, намеченных на предыдущем саммите. Токио выступал против устранения тарифных барьеров в торговле рыбой и лесом.

На тринадцатой встрече в верхах в ноябре 2005 г. в Пусане (Республика Корея) лидеры экономик АТЭС приняли "дорожную карту" продвижения к "Богорским целям".

На следующей встрече АТЭС, в ноябре 2006 г. в Ханое, был принят "Ханойский план действий по реализации Пусанской "дорожной карты" продвижения к Богорским целям". Однако введению режима свободной торговли помешал экономический кризис 2008 г. В результате запланированное на 2010 г. создание зоны свободной торговли АТЭС не состоялось.

В ноябре 2010 г. участники очередного саммита в Иокогаме (Япония) подтвердили, что "обеспечение свободной и открытой торговли и инвестиционных обменов" остается основным экономическим приоритетом АТЭС. Они также пообещали, что будут воздерживаться от введения барьеров в инвестициях и торговле. В принятой по итогам саммита декларации было отмечено, что возможной базой для будущей Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли могут стать региональные интеграционные проекты. К этому времени существовало два подобных проекта.

Во-первых, это активно лоббируемое США Транс-Тихоокеанское партнерство - форум стран региона, также заявляющий в качестве своей цели создание зоны свободной торговли с учетом "Богорских целей". При этом участие Китая в партнерстве не предполагается.

Во-вторых, это разработанная Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), модель "АСЕАН+", которая подразумевает формирование Восточноазиатской зоны свободной торговли на базе договоров, заключаемых Ассоциацией с другими государствами региона. Эта модель, в свою очередь, не предусматривает участия США.

11 ноября 2014 г. по итогам саммита в Китае лидеры АТЭС приняли Пекинскую дорожную карту по содействию продвижению к Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли.

Дискуссии о принципах формирования зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе продолжаются до настоящего времени.

На долю экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходится около 40% населения мира, 57% мирового ВВП и 48% оборота международной торговли. За последние 25 лет торговые тарифы в регионе снизились почти на 70%.