8 декабря 2014, 08:37

Алиса Фрейндлих. Биография

Алиса Фрейндлих. ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский
Алиса Фрейндлих

ТАСС-ДОСЬЕ /Ирина Белинская/. Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 г. в Ленинграде в актерской семье. Отец - Бруно Артурович, актер театра и кино, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии. Мать - Ксения Федоровна, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, работала бухгалтером. Незадолго до начала Великой Отечественной войны родители расстались. Отец с труппой Ленинградского театра юного зрителя эвакуировался в Ташкент. Алиса Фрейндлих вместе с матерью пережила блокаду Ленинграда (1941-1944), после окончания войны в 1945 году переехали в Таллин (Эстония), в 1948 г. вернулись в Ленинград.

В 1957 г. с отличием окончила актерский факультет Ленинградского театрального института.

Будучи студенткой снималась в эпизодических ролях в фильмах "Неоконченная повесть" Фридриха Эрмлера (1955), "Таланты и поклонники" Бориса Дмоховского и Андрея Апсолона (1955), "Бессмертная песня" Матвея Володарского (1957).

После окончания института Алиса Фрейндлих была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Играла в пьесах "Человек с портфелем" Алексея Файко (1957), "Светите, звезды!" Ивана Микитенко (1957), "Раскрытое окно" Эмиля Брагинского (1958). Затем были роли в спектаклях "Живая вода" по роману Леонида Леонова "Русский лес" (1959), пьесе Роальда Назарова "Случайные встречи" (1961) и др. Во время работы в театре снялась в фильмах "Город зажигает огни" (1958) Владимира Венгерова и "Повесть о молодоженах" (1959) Сергея Сиделева.

В 1961 г. перешла в Ленинградский театр им. Ленсовета, главным режиссером которого был ее будущий муж Игорь Владимиров. Стала ведущей актрисой театра. Сыграла главные женские роли в постановках Игоря Владимирова: в пьесах "Пигмалион" Бернарда Шоу (1962), "Таня" Алексея Арбузова (1963), "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира (1963), "Трехгрошовая опера" Бертольта Брехта (1966), "Варшавская мелодия" Леонида Зорина (1967), "Преступление и наказание" Федора Достоевского (1971) и др.

Одной их лучших работ Алисы Фрейндлих стала роль Малыша в знаменитом спектакле "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" режиссера Норы Райхштейн (1969). В 1999 г., в возрасте 65 лет, актриса сыграла в юбилейной постановке этой пьесы.

На сцене Ленсовета проявился и музыкальный талант Алисы Фрейндлих. Она сыграла главную роль в спектакле "Последний парад" (1968), в котором звучали песни Микаэла Таривердиева на стихи Владимира Высоцкого. В музыкальной постановке "Люди и страсти" Игоря Владимирова и Норы Райхштейн (1974), где была занята сразу в нескольких ролях (Елизаветы Английской, Марии-Антуанетты и в мужской роли Уриэля Акосты), исполнила песни на музыку Геннадия Гладкова и стихи Генриха Гейне.

В театре им. Ленсовета проработала больше 20 лет, сыграв в общей сложности порядка 30 ярких ролей.

Популярность Алисе Фрейндлих в кино принесла комедийная мелодрама Эльдара Рязанова "Служебный роман" (1977), в которой она сыграла Людмилу Прокофьевну Калугину. После выхода фильма была признана актрисой года по версии журнала "Советский экран".

В 1978 г. в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д’Артаньян и три мушкетера" сыграла французскую королеву Анну Австрийскую. Впоследствии эту роль играла трижды - в фильмах "Мушкетеры двадцать лет спустя" (1992), "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя "(1993), "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини" (2008).

В 1983 г. перешла в труппу Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького (БДТ; ныне Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова) по приглашению его главного режиссера Георгия Товстоногова. На сцене театра дебютировала в 1984 г. в спектакле "Киноповесть с одним антрактом" по пьесе Александра Володина "Блондинка". В 1985 г. в постановке "Этот пылкий влюбленный" по пьесе Нила Саймона сыграла всех трех главных героинь.

В 1996 г. за исполнение роли леди Макбет в трагедии Уильяма Шекспира "Макбет" и в 2001 г. за воплощение образа леди Крум в пьесе "Аркадия" Тома Стоппарда была удостоена Государственных премий РФ в области литературы и искусства.

Также на сцене БДТ играла в спектаклях "Волки и овцы" Александра Островского (1984), "На дне" Максима Горького (1987), "Вишневый сад" Антона Чехова (1993), "Калифорнийская сюита" Нила Саймона (1999; в дуэте с Олегом Басилашвили). В настоящее время вместе Олегом Басилашвили занята в постановках "Дядюшкин сон", "Квартет", "Лето одного года". Также играет в спектакле "Алиса".

В 2004 г. на сцене Ленсовета Алиса Фрейндлих сыграла в знаменитой пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта "Оскар и Розовая Дама". Исполнила в постановке Владислава Пази сразу две роли: неизлечимо больного мальчика Оскара и его сиделку - Розовую Даму. За эту работу актриса была награждена театральными премиями "Золотой софит" (2005) и "Золотая маска" (2006).

В 2006 г. снялась в фильме Александра Хржановского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие в Европу", за который в 2010 г. была удостоена премии Правительства РФ в области культуры, а также специального приза жюри Выборгского кинофестиваля "Окно в Европу" "Серебряная ладья" и приза за лучшую женскую роль кинофестиваля "Литература и кино".

Среди популярных киноролей Алисы Фрейндлих - героини из фильмов "Полосатый рейс" (1961), "Соломенная шляпка" (1974), "Старомодная комедия" (1979), "Сталкер" (1979), "Жестокий романс" (1984), "Подмосковные вечера" (1994), "На Верхней Масловке" (2005), "Женская логика", "Линия Марты" (2014) и др.

Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1976), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2008).

Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы (1994), "За заслуги перед Отечеством" IV и III степени (2004, 2009), Почета (2014).

Народная артистка СССР (1981).

Является почетным членом Российской академии художеств, академиком Российской академии кинематографических искусств "Ника".

Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2001).

Лауреат театральных премий "Золотая маска" (2001), "Золотой софит" (1995, 2004, 2006, 2011), кинематографической "Ника" (1994, 2005), премий "Кумир" (2000) и "Триумф" (2001), Международной премии К.С. Станиславского (2004) и др. Обладатель призов российских кинофестивалей "Литература и кино" (2003), "Виват кино России!" (2007), театрального фестиваля "Золотой Витязь"(2005) и др.

Трижды была замужем. В 1956-1957 гг. состояла в браке с однокурсником Владимиром Карасевым, с начала 1960-х гг. по 1981 г. - с театральным режиссером Игорем Владимировым. Третьим мужем Алисы Фрейндлих был актер и художник Юрий Соловей (с начала 1980-х гг. по 1990 г.). Дочь - Варвара Владимирова (1968 г.р.), актриса, окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.