ТАСС-ДОСЬЕ. Амнистия капитала подразумевает легализацию скрытых от налогообложения доходов в обмен на частичное погашение налоговой задолженности в бюджет государства.
Среди успешных примеров подобных кампаний - налоговая амнистия 1988 г. в Ирландии, во время которой не перечислившие вовремя подоходный налог жители республики могли его выплатить без штрафных санкций. В результате этой акции бюджет Ирландии получил около $700 млн США.
Еще более результативной стала амнистия капиталов в Италии в 2001-2002 гг. Тогда жители страны могли легализовать все свои доходы, в том числе хранящиеся за рубежом, выплатив в казну 2,5% от их общей суммы или купив гособлигаций на 12% от стоимости сокрытого имущества. За первые два месяца после объявления амнистии в Италию удалось вернуть капитал в размере 61 млрд евро, только единовременный налог с возвращенных активов принес в бюджет страны 1,4 млрд евро.
Менее удачные налоговые амнистии, доходы от которых не оправдали ожиданий властей, проводились во Франции (1982, 1986), Аргентине (1987), Ирландии (1993) и Бельгии (2004).
В России первая налоговая амнистия была объявлена указом президента РФ Бориса Ельцина от 27 октября 1993 г.: тогда в течение 1 месяца и 3 дней физические и юридические лица могли добровольно выплатить недоимки (невыплаченные налоги), не опасаясь преследования. Однако этим правом воспользовались только около 2 тыс. человек, что не оправдало ожиданий правительства.
Законопроекты о налоговых амнистиях в 1995, 1998 и 2002 гг. не были приняты парламентом.
1 марта 2007 г. в России вступил в силу федеральный закон "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами", который позволял до конца года гражданам и индивидуальным предпринимателям задекларировать свои доходы и уплатить по ним налоги по ставке 13%.
Итоги этой налоговой амнистии, по оценке большинства СМИ, были неудовлетворительными: в бюджет поступило только 3,7 млрд рублей (всего в 2007 г. было собрано 7,8 трлн рублей налогов и сборов). Среди причин неудачи кампании назывались плохое информирование населения и расплывчатость формулировок: в частности, не было ясно, освобождает ли она от ответственности тех, против кого уже заведено дело о неуплате налогов. Также у закона были узкие временные рамки - всего два года: учитывались доходы, полученные до 1 января 2006 г.
Участие в амнистии не имело смысла для тех, кто не задекларировал свои доходы в период до 1 января 2004 г., поскольку налоговые службы по закону не имели права взыскивать недоимки старше трех календарных лет, если по ним не было искового заявления.
В марте-июне 2014 г. на уровне Совета Федерации, министерства финансов и министерства экономического развития была выдвинута идея о проведении новой амнистии капитала.
4 декабря 2014 г. в Послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин поддержал эту инициативу. Планировалось, что амнистия коснется тех бизнесменов, которые согласятся вернуть в Россию средства, ранее вывезенные в офшоры.
По оценкам, эта мера может пополнить федеральный бюджет на $2 млрд и вернет в Россию около 100 млрд долларов капиталов. 27 марта 2015 г. законопроект "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был внесен в Госдуму, он был принят 25 мая в третьем чтении, одобрен Советом Федерации 3 июня. 8 июня закон об амнистии капитала был подписан президентом РФ Владимиром Путиным.
Согласно принятому закону, владельцы зарубежного имущества и банковских вкладов могут избежать административной и налоговой ответственности за сокрытие имущества, если легализуют его с 1 июля по 1 декабря 2015 г. Непосредственно вывод имущества из офшоров не будет облагаться налогом (после перевода его в российскую юрисдикцию налоги будут начисляться на общих основаниях). Амнистия коснется только нарушений, которые были совершены до 1 января 2015 г.