Транспортный самолет Ан-12

Ан-12. Юрий Смитюк/ ТАСС, архив
Ан-12

4 ноября 2015 года в Южном Судане потерпел катастрофу самолет Ан-12, принадлежавший южносуданской компании Allied Services Limited

Ан-12 (по классификации НАТО - Cub, "Каб") - советский военно-транспортный самолет. Разработан в 1950-х гг. в опытно-конструкторском бюро 473 (позднее ОКБ Антонова, ныне - государственное предприятие "Антонов", Киев, Украина) под руководством главного конструктора Валентина Гельприна. Предназначен для перевозки и десантирования людей, грузов, военной техники. Первый полет совершил 16 декабря 1957 г., поступил в эксплуатацию в Вооруженные силы СССР в 1959 г. Ан-12 серийно строились в Советском Союзе на авиазаводах в Иркутске (1957-1962), Воронеже (1960-1965) и Ташкенте (1962-1972), всего выпущено порядка 1 тыс. 248 экземпляров. Модернизированная копия под названием Shaanxi Y-8 выпускается с 1981 г. по н. в. в Китае.

Широко применяются для переброски войск, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в десантных и поисково-спасательных операциях. Экспортировались в несколько десятков стран мира, участвовали в военных действиях в Африке, в Афганистане и на территории бывшего СССР. В настоящее время эксплуатируются ВВС и коммерческими авиаперевозчиками России, Украины, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Болгарии, Эритреи, Гвинеи, Мозамбика, Судана, Йемена и др.

Конструкция и летно-технические характеристики

Построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с однокилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси. Силовая установка - подвешенные под трапециевидным крылом четыре турбовинтовых двигателя семейства АИ-20 производства Пермского моторного завода (либо Запорожского моторного завода, ныне - "Мотор Сич", Запорожье, Украина), мощностью 4 тыс. 250 лошадиных сил каждый, с четырехлопастными винтами левого вращения.

В военно-транспортной модификации кабина пилотов и кормовая кабина стрелка герметичны, грузовая кабина в средней части фюзеляжа негерметична. Погрузка и разгрузка осуществляются через грузовой трехстворчатый люк и рампу в задней части фюзеляжа. Масса пустого самолета - 28 т, максимальная взлетная масса - 61 т; размах крыла - 38 м; длина самолета - 33,1 м; высота - 10,5 м. Экипаж - от пяти до шести человек (в зависимости от модификации). Максимальная скорость - 777 км/ ч, крейсерская - 670 км/ч. Практическая дальность - 5 тыс. 700 км, дальность действия - 3 тыс. 200 км. Практический потолок - 10 тыс. 200 м. Пассажировместимость - 90 солдат или 60 парашютистов. Вооружение модификаций для ВВС - две пушки калибра 23 мм (общий боекомплект - 700 снарядов), авиабомбы разных калибров.

Модификации

В 1961-1989 гг. были разработаны более 20 различных модификаций и модернизированных вариантов Ан-12 как для военного использования, так и для нужд гражданской авиации. В их числе полярный вариант с лыжным шасси (Ан-12ПЛ, 1961), топливовоз Ан-12Т (1961), поисково-спасательный варианты Ан-12БК (1963) и Ан-12ПС (1969), разведчик степени радиоактивного заражения атмосферы (Ан-12БП, 1961-1963), бомбардировщик и постановщик мин (Ан-12БКВ, 1969), постановщики помех Ан-12ПП (1970) и Ан-12БК-ППС (1974), гражданский самолет без вооружения и десантного оборудования (1959-1972), топливозаправщик самолетов фронтовой авиации (Ан-12БКТ, 1972), гражданский транспортный вариант для перевозки контейнеров (Ан-12БСМ, 1973), самолет-салон командующего Военно-транспортной авиацией СССР (Ан-12БКК "Капсула", 1975), самолеты-лаборатории и др.

Катастрофы

Согласно данным из открытых источников, за время эксплуатации Ан-12 потеряны более 220 самолетов этого типа, в 192 катастрофах погибли не менее 1 тыс. 393 человек.