24 ноября 2015, 18:49,
обновлено 10 марта 2017, 12:07
Российско-турецкие отношения

Российско-турецкие экономические отношения. Досье

Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган . EPA/ SERGEI ILNITSKY
Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

10 марта 2017 г. в Москве проходят переговоры президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом РФ Владимиром Путиным

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 марта 2017 г. в Москве проходят переговоры президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом РФ Владимиром Путиным. Как сообщается на сайте Кремля, на встрече планируется обсудить "весь комплекс вопросов российско-турецких отношений". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран.

Договорно-правовая база экономического сотрудничества обеих стран насчитывает порядка 20 соглашений, среди которых соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве (1991 г.), долгосрочная программа развития торгового, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества (1997 г.), соглашения о сотрудничестве в области энергетики (1997 г.), о поощрении и взаимной защите капиталовложений (1997 г.), по морскому транспорту (2010 г.).

С начала 2000-х гг. двусторонние экономические отношения развивались достаточно динамично. С 2002 по 2014 гг. товарооборот между странами увеличился более чем в шесть раз: с $5 млрд до $31 млрд (пик товарооборота пришелся на 2012 г. - $3,3 млрд). В 2015 г. был зафиксирован серьезный спад до $23,4 млрд, что на 25% меньше предыдущего года. По данным Федеральной таможенной службы, экспорт из РФ в Турцию в 2015 г.  - $19,4 млрд, а импорт - $4 млрд. Снижение объемов взаимной торговли было связано как с падением мировых цен на углеводороды, так и значительным снижением курса российской национальной валюты.

На динамике торгово-экономических отношений двух стран негативно сказался разразившийся политический кризис. Он начался после того, как 24 ноября 2015 г. турецкие ВВС сбили в Сирии российский бомбардировщик Су-24М. В соответствии с указом президента РФ от 28 ноября 2015 г. с 1 января 2016 г. был введен временный запрет на ввоз отдельных видов турецких товаров (17 наименований, в том числе фрукты, овощи, цветы), прием на работу турецких граждан, выполнение компаниями из Турции отдельных работ и услуг (прежде всего в строительстве, туристическом и гостиничном бизнесе).

Были прекращены чартерные воздушные перевозки между РФ и Турцией и введен запрет на продажу туристических туров, а также заморожены совместные проекты, в частности, в сфере энергетики. Фактически было приостановлено сотрудничество по всем направлениям.

В связи с этим в 2016 г. российско-турецкий товарооборот сократился, по данным ФТС, на 32,1% по сравнению с 2015 г. и составил $15,84 млрд, в том числе экспорт сократился на 29% - до $13,69 млрд  импорт - на 47%, до $2,14 млрд. При этом структура экспорта и импорта осталась прежней. Россия поставила в Турцию минеральные продукты (в 2016 г. - 57%), газ, нефть и другое минеральное топливо (56,2%), металлы и изделия из них (24,5%). Турция экспортировала машины, оборудование и транспортные средства (33,2%), продовольственные товары и сельхозсырье (29,1%), текстиль и обувь (9,3%), продукцию химической промышленности (15%). Доля Турции в общем внешнеторговом обороте России снизилась в 2016 г. до 3,4% (в 2015 г. этот показатель составлял 4,4%).

Согласно выводам Турецкого фонда исследований экономической политики (TEPAV), потери Турции из-за ухудшения отношений с Россией в 2016 г. составили около $8 млрд. Россия также ощутила на себе последствия кризиса. В первую очередь он затронул туристическую отрасль. Так, по данным ассоциации туроператоров России, ущерб туркомпаний от запрета на продажу путевок и вынужденного возмещения оплатившим туристам ущерба за несостоявшийся отдых составил не менее 1,7 млрд руб.

Летом 2016 г. Эрдоган принес извинения Путину за сбитый самолет. В ходе телефонного разговора 29 июня 2016 г. лидеры двух стран приняли решение о нормализации отношений. 30 июня 2016 г. Путин подписал указ, отменяющий запрет на реализацию туров в Турцию, а также предусматривающий снятие ограничений на чартерные перевозки между странами.

В октябре 2016 г. был разрешен ввоз в страну турецких фруктов (доля перечисленных видов фруктов в российском импорте данной группы товаров составляла: мандарины - 29,4%; апельсины - 22,7%; персики и нектарины - 28,3%; абрикосы - 80%; сливы - 13%). В январе 2017 г. экспорт Турции в Россию составил $150 млн (в январе 2016 г. через месяц после начала санкционных ограничений экспорт Турции в Россию равнялся $109,8 млн). 9 марта 2017 г. правительство РФ сняло запрет на поставки лука (14,6% от общего импорта данного вида товаров на российском рынке), цветной капусты и брокколи (0,1%), соли (4,3%), жевательной резинки (44,7%) и гвоздик (13,5%) из Турции.

Политическая нормализация между Москвой и Анкарой способствовала постепенному возобновлению не только двусторонней торговли, но и размораживанию сотрудничества в таких областях, как энергетика, газовая промышленность, атомные проекты, туризм.

Энергетика

Крупнейшим российским инвестиционным проектом в Турции является сооружение первой турецкой атомной электростанции "Аккую" (Akkuyu;  в провинции Мерсин на юго-востоке Турции). Межправительственное соглашение о ее строительстве было подписано в мае 2010 г. (ратифицировано сторонами в 2010 г.). Документ предусматривает сооружение четырех энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200  общей мощностью 4800 мегаватт. Это первый в мире проект АЭС, реализуемый по модели BOO ("build-own-operate", "строй-владей-эксплуатируй"). Заказчиком работ по созданию АЭС, а также владельцем атомной станции, включая выработанную электроэнергию, становится российская проектная компания "Аккую нуклеар" (Akkuyu Nuclear). Она была зарегистрирована в декабре 2010 г.

Сейчас ее акционерами являются компании, уполномоченные правительством РФ (в частности, 95% акций у госкорпорации "Росатом").  В октябре 2016 г. компания приняла на себя обязательство по проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации и выводу из эксплуатации станции. В феврале 2017 г. Турецкое агентство по атомной энергии (ТАЕК, регулирующее ведомство) одобрило проектные параметры площадки АЭС. Подготовительные работы начнутся в 2017 г. Осуществить заливку первого бетона здесь планируют в 2018 г. Ввести первый энергоблок в эксплуатацию предполагается к 2023 г.

Общая стоимость проекта оценивается в $22 млрд. Планируется, что обслуживать станцию будут турецкие специалисты. Для этого студентам из Турции была предоставлена возможность получить профильное образование в российских вузах, в частности в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ.

Сотрудничество в газовой сфере

В настоящее время Россия транспортирует газ в Турцию по газопроводу "Голубой поток", проложенному по дну Черного моря, а также по Трансбалканскому газопроводу ("западный коридор" через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию). Россия обеспечивает около 60% потребностей Турции в природном газе, поставляя порядка 27 млрд куб. м газа в год. Покупателями газа является государственная нефтегазовая компания Botas и ряд частных компаний.

Продолжается реализация проекта "Турецкий поток", предусматривающего прокладку газопровода из Анапского района Краснодарского края России по дну Черного моря в западную часть Турции. Протяженность подводной части - 910 км. На сушу он выйдет в районе населенного пункта Кыйыкёй в провинции Кыркларели. Общая протяженность наземной части на территории Турции - 180 км.

Проект предусматривает прокладку двух ниток трубопровода мощностью 15,75 млрд кубометров в год каждая (суммарная мощность 31,5 млрд кубометров). Одна нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям, другая - для снабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы (пункт сдачи в районе города Ипсала на турецко-греческой границе). Договоренность о строительстве этого газопровода была достигнута во время визита Путина в Турцию 1 декабря 2014 г. Межправительственное соглашение подписано 10 октября 2016 г. (ратифицировано Турцией в декабре 2016 г., Россией - в январе-феврале 2017 г.). В августе 2016 г. президенты РФ и Турции подтвердили планы по строительству "Турецкого потока".

Туризм

В 2010-х гг. Турция была одним из самых привлекательных направлений отдыха для россиян наряду с Египтом. По данным Федерального агентства по туризму, в 2012 г. турецкие курорты посетили 2,5 млн российских туристов, в 2013 г. - 3,1 млн, в 2014 г. их число составило 3,3 млн. В 2015 г. на отдых в Турцию приезжали 3,5 млн россиян, что стало пиком российского турпотока в  эту страну (Египет все эти годы сохранял вторую позицию).  Всего на долю Турции в 2015 г. пришлось 10,1% от общего количества российских туристов, выехавших за рубеж.

После введения запретов на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией и на продажу туров поток россиян в эту страну почти сошел на нет. По данным Ростуризма, с января по сентябрь 2016 г. Турцию посетили 483,5 тыс. граждан РФ, что составило лишь 15% от аналогичного показателя за предыдущий год (3,1 млн).

Первый после снятия запрета на продажу туров регулярный рейс со 189 туристами из России, выполненный авиакомпанией "Россия", приземлился в турецком курортном городе Анталья 9 июля 2016 г.  28 августа 2016 г. председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об отмене запрета на чартерные воздушные перевозки между РФ и Турцией.

Другие сферы

Помимо указанных отраслей активно развивается сотрудничество в банковской сфере, строительстве, автомобильной и легкой промышленности. Так, в 2012 г. российский "Сбербанк" приобрел турецкий "Денизбанк", занимавший шестое место в десятке крупнейших банков Турции (сумма сделки составила $3,5 млрд). В договор также были включены дочерние отделения "Денизбанка" в России, Австрии, а также финансовая, лизинговая и другие финансовые компании.

В РФ работает около 100 турецких строительных компаний, в частности Renaissance Construction, Холдинг "Enka", фирма IC Ictas insaat. С 2013 г. российская группа компаний ГАЗ и турецкая Mersa Otomativ осуществляют проект по сборке на территории Турции автомобилей "Газель". На российском рынке действует ряд совместных обувных и текстильных предприятий: обувная фабрика ООО "Брис-Босфор", текстильная фабрика ООО "Тач текстиль". В России широко представлены бренды турецкой одежды ADL (до 2011 г. Adilisik), LC Waikiki, Colin's.