ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. В ночь с 10 на 11 декабря 2015 г. на складе Тушинского машиностроительного завода произошел крупный пожар, не затронувший производственных мощностей предприятия. Жертв и пострадавших не было.
ОАО "Тушинский машиностроительный завод" (ОАО "ТМЗ") - промышленное предприятие в Москве. Первоначально специализировалось на выпуске военной авиационной и ракетной техники, впоследствии - гражданской продукции.
История предприятия
Строительство авиационного завода в пос. Тушино Московской обл. (с 1960 г. - в составе Москвы) началось 11 января 1932 г. Предприятие заработало 5 мая 1932 г. как авиазавод номер 62 Главного управления гражданского воздушного флота, на его мощностях был налажен выпуск пассажирских самолетов "Сталь-2" и "Сталь-3". В декабре 1936 г. переименовано в Государственный союзный завод номер 81 Наркомата оборонной промышленности, в 1939 г. передано в Наркомат авиапромышленности. В Тушине выпускали истребители ДИ-6 и Як-1, легкие бомбардировщики Як-4. После нападения фашистской Германии на Советский Союз, в июле 1941 - марте 1942 гг. завод находился в эвакуации в Омске, после возвращения в Подмосковье на площадях завода номер 81 был образован завод номер 82 Наркомавиапрома, построивший порядка 3 тыс. боевых самолетов Як-7 и Як-9.
С окончанием Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на предприятии был налажен выпуск гражданской продукции (алюминиевой посуды, такси на базе легковых автомобилей с лавками в открытом кузове и др.). К началу 1950-х гг. завод изготовил 520 трамваев и 1 тыс. 400 троллейбусов МТБ-82, затем его переориентировали на выпуск бомбардировщика Ту-2. Также в 1950-х гг. на ТМЗ выпускались зенитные управляемые ракеты В-300 для зенитного ракетного комплекса С-25, а также ракеты-мишени "Соболь", "Белка", "Звезда", "Стриж".
В 1953 г. завод был передан в состав 9-го главного управления Министерства оборонной промышленности, позднее входил в состав Совнархоза, потом вновь вернулся в Миноборонпром. В 1975-1982 гг. на предприятии осуществлялся выпуск топливных отсеков и крыльев для истребителей МиГ-23, сборка первых опытных истребителей Су-27, параллельно шел выпуск сельскохозяйственной техники и товаров народного потребления.
В 1965 г. на базе заводского конструкторского бюро (КБ-82) было образовано машиностроительное КБ "Буревестник" для обеспечения серийного производства и разработки новых видов авиационной техники (в 1976 г. МКБ вошло в состав НПО "Молния", созданного для разработки космического корабля- ракетоплана "Буран").
В 1966-1972 гг. специалисты ТМЗ по заказу конструкторского бюро Павла Сухого работали над опытным стратегическим ракетоносцем Т-4 ("Сотка", было собрано 4 планера для испытаний).
В 1966-1978 гг. завод также выпускал антенные передвижные комплексы "Нева" и волноводные системы разработки НИИРП им. Расплетина.
В 1983-1992 г. ТМЗ участвовал в программе выпуска космического корабля "Буран". На предприятии был изготовлен планер и осуществлялась сборка корабля, а также его испытательных моделей.
В 1992 г. работы по государственным заказам прекратились. В 1993 г. завод был приватизирован, 38% акций созданного акционерного общества были закреплены в федеральной собственности. В 1990-х гг. на предприятии было организовано штучное производство самолетов малой спортивной авиации и океанских яхт, выпуск одноразовых шприцев (150-180 млн единиц в год). Также завод выполнял сборку автобусов "Икарус" (Венгрия) и ЛиАЗ (Ликинский автобусный завод, ныне в составе "Группы ГАЗ").
В 2000-х гг. ТМЗ осуществлял досборку кузовов и установку салонов на автобусы и троллейбусы для Москвы, выпускал конструкции механизированных автостоянок с лифтовой системой, резинотехническую продукцию (крошку из переработанных автомобильных покрышек), а также оборудование для малых гидроэлектростанций - гидротурбины различных типов, индукторные генераторы и др.
Текущее состояние
В декабре 2010 г. новый генеральный директор завода Сергей Иляшенко приостановил работу предприятия и провел массовые увольнения сотрудников. 9 марта 2011 г. он был отстранен от руководства решением совета директоров ОАО. По сообщениям СМИ, на Сергея Иляшенко заведено уголовное дело по подозрению в хищении средств и имущества предприятия.
В ноябре 2012 г. Арбитражный суд Москвы ввел на предприятии процедуру наблюдения по заявлению кредиторов завода. В апреле 2013 г. группа компаний "Букет" (в нее, в частности, входит саратовский производитель троллейбусов ЗАО "Тролза") выкупила долги ТМЗ перед Банком Москвы (с 2010 г. владел 24,98% акций завода) в размере 6,57 млрд руб., планировалось санировать предприятие и в дальнейшем наладить выпуск эскалаторов для московского метро.
Однако решением Арбитражного суда Москвы от 18 июня 2013 г. ОАО "ТМЗ" было признано банкротом, утвержден конкурсный управляющий, в отношении ОАО было открыто конкурсное производство (11 ноября 2015 г. продлено до 15 июня 2016 г.). На тот момент реестр требований кредиторов завода содержал 22 пункта на общую сумму более 7 млрд руб., из них 5,2 млрд руб. - основной долг.
В мае 2014 г. принадлежавшую государству долю ОАО "ТМЗ" (38% уставного капитала) приобрело ООО "Арно", увеличив свою долю в УК до 56,7% (75,6% обыкновенных акций).
По данным РАПСИ, 6 октября 2014 г. собрание кредиторов ТМЗ решило произвести замещение активов должника, создав на его базе ПАО "Производственное объединение ТМЗ", в уставный капитал которого было внесено недвижимое имущество должника (корпуса и земельные участки) на сумму 3,9 млрд руб.; и ПАО "Досфлота" с уставным капиталом в размере около 598 млн руб.
Социальная ответственность
По состоянию на 2013 г. численность сотрудников предприятия составляла 886 человек. По информации конкурсного управляющего, за время банкротства в 2013-2015 гг. с предприятия было уволено 706 работников.
Руководство
Конкурсный управляющий - Вячеслав Чулисов (с 2013 г. по н. в.)
Сайт завода - http://www.oao-tmz.ru.