Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Российский пилотируемый корабль "Союз ТМА-М". Досье

18 марта, 21:56 UTC+3
"Союз ТМА-М" - модификация российских транспортных пилотируемых космических кораблей семейства "Союз"
Материал из 1 страницы

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. "Союз ТМА-М" - модификация российских транспортных пилотируемых космических кораблей семейства "Союз" (первый запуск - в 1967 г.). Создан на базе корабля "Союз ТМА", который эксплуатировался в 2002-2011 гг.

Головной разработчик и производитель - Ракетно- космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева (г. Королев, Московская обл.).

Предназначение

Предназначен для полетов на околоземной орбите, является единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию (МКС; до 2011 г. эту функцию также осуществляли американские многоразовые корабли типа Space Shuttle, "Спейс Шаттл"). Выполняет роль корабля-спасателя в случаях вынужденной или аварийной эвакуации экипажа (при возникновении опасной ситуации на станции; заболевания или травмы космонавтов).

Кроме того, используется для доставки на станции и возвращения на Землю небольших грузов (научно- исследовательской аппаратуры, личных вещей космонавтов, результатов экспериментов и др.), удаления отходов с МКС в бытовом отсеке.

В составе МКС постоянно находятся два корабля "Союз ТМА- М" за исключением периода пересменки экипажей.

Характеристики

Внешняя конфигурация "Союза ТМА-М" полностью соответствует кораблю предыдущей серии ("Союз ТМА"). Состоит из трех отсеков: спускаемого аппарата, приборно- агрегатного и бытового отсеков.

Отличается от предыдущего корабля тем, что оснащен цифровой системой управления вместо аналоговой. На борту "Союза ТМА-М" установлена цифровая вычислительная машина - ЦВМ-101, разработанная Научно-исследовательским институтом "Субмикрон" (Зеленоград, Москва), производительностью 8 млн операций в секунду и ресурсом работы - 35 тыс. часов. Система телеметрии заменена на более компактную цифровую MBITS для улучшения сопряжения с бортовой системой МКС. Всего было заменено 36 устаревших приборов на 19 современных, в результате чего общая масса корабля снизилась на 70 кг.

Длина корабля - 6,98 м, максимальный диаметр - 2,72 м, диаметр жилых отсеков - 2,2 м, размах солнечных батарей - 10,7 м.

Максимальная масса корабля - 7,22 т, масса спускаемого аппарата - около 2,9 т, масса полезного груза - до 100 кг (при экипаже из трех человек).

Корабль рассчитан на экипаж от двух до трех человек (при росте космонавта 150-190 см и весе 50-95 кг). Полетный ресурс - 200 суток.

Запуски

Запуски проводятся с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Союз-ФГ". С марта 2013 г. вместо двухсуточной схемы полета корабля к МКС стала применяться укороченная - шестичасовая, когда корабль совершает всего четыре витка вокруг орбиты. Для сближения и стыковки со станцией используется система "Курс-А" Научно- исследовательского института точных приборов (Москва).

Впервые "Союз ТМА-М" был выведен на орбиту 8 октября 2010 г. (запуск состоялся в 03:10 по московскому времени), корабль находился в полете около 160 суток и входил в состав орбитального комплекса МКС. На нем и следующем "Союзе ТМА-02М" одновременно с обслуживанием станции проходили летные испытания.

Всего осуществлено 19 запусков - все успешные. Предыдущий запуск состоялся 15 декабря 2015 г., тогда стартовал пилотируемый корабль "Союз ТМА-19М" с членами экспедиции МКС-46/47: Юрием Маленченко (Россия), Тимоти Копрой (США) и Тимоти Пиком (Великобритания). В тот же день он пристыковался к МКС (сближение со станцией проводилось по шестичасовой четырехвитковой схеме). При стыковке произошел сбой в системе сближения "Курс-А" (корабль несколько раз подходил к орбитальному комплексу), из-за чего "Союз ТМА-19М" причалил к станции не в автоматическом, а в ручном режиме.

Перспективный корабль

На смену "Союзу ТМА-М" придет усовершенствованная версия пилотируемого корабля - "Союз МС" (первый запуск намечен на 21 июня 2016 г.). Кроме того, РКК "Энергия" ведет разработку многоразового пилотируемого корабля "Федерация". В августе 2015 г. корпус его возвращаемого аппарата впервые демонстрировался широкой публике на авиасалоне МАКС в Жуковском (Московская обл.). Согласно Федеральной космической программе России на 2016-2025 гг. (утверждена правительством РФ 17 марта 2016 г.), первый запуск "Федерации" может состояться в 2021 г.0сау.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама