12 июля 2016, 21:10
Brexit

Итоги деятельности Дэвида Кэмерона на посту премьер-министра Великобритании

Дэвид Кэмерон. Stefan Rousseau - WPA Pool/ Getty Images
Дэвид Кэмерон

13 июля Кэмерон покинет свой пост. Его преемницей станет Тереза Мэй, которая занимала должность главы МВД

13 июля, как ожидается, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон покинет свой пост, на котором он находился с 2010 г. Его преемницей станет Тереза Мэй, которая с 2010 г. занимала должность главы МВД. Решение об отставке Дэвид Кэмерон принял после референдума по вопросу о членстве Великобритании в Евросоюзе, состоявшегося 23 июня. Премьер-министр выступал за сохранение страны в составе ЕС, однако 52% британцев проголосовали за выход из организации. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об итогах деятельности Дэвида Кэмерона в качестве главы правительства. 

Главными направлениями деятельности кабинета Кэмерона стали социальные реформы, вопросы безопасности, изменение правил престолонаследия. Во внешней политике основным вопросом было участие Великобритании в Евросоюзе.

Читайте также 10 фактов об уходящем британском премьере.

Экономические показатели

В 2010-2015 гг. экономика Великобритания демонстрировала характерные для других развитых стран невысокие темпы экономического роста.

По данным Всемирного банка, среднегодовой рост ВВП за этот период составили 2%. В 2016 г. ВБ прогнозировал увеличение показателя на 2,4%, фактический рост в первом квартале составил 2,1% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). За время работы правительства Кэмерона экспорт увеличился на 9% до $460 млрд, импорт - на 5,9% до $626 млрд. Приток прямых иностранных инвестиций снизился с $67 млрд до 40 млрд. Безработица сократилась с 7,9% во втором квартале 2010 г. до 5,1% в первом квартале 2016 г. При этом потребительская инфляция, увеличившись в 2011 г. до 4,5% (в 2010 г. - 3,3%) постоянно снижалась, и в 2015 г. приблизилась к нулевой отметке. Результатом мер жесткой экономии, принятых правительством Кэмерона, стало снижение дефицита бюджета Великобритании с 144 млрд фунтов стерлингов в 2010 г. до 79 млрд в 2015 г.

Социально-экономические реформы

Для оздоровления экономики Кэмерон начал деятельность в качестве главы правительства с реформ в социальной сфере, так как в течение нескольких десятилетий росли расходы государства и бюджетный дефицит. Британская система социального обеспечения была создана после Второй мировой войны и с тех пор практически не менялась. В 1997 г. консервативное правительство Маргарет Тэтчер, которое сокращало расходы на социальную сферу, сменили лейбористы во главе с Тони Блэром. В последующие 13 лет их политика была направлена на повышение роста благосостояния населения за счет увеличения государственных расходов, что должно было привести к сокращению разницы в уровне доходов британцев. По данным Лондонской школы экономики и политических наук, к концу срока правления лейбористов траты на социальный сектор увеличились на 60% и составили 47,4% ВВП (в 1997 г. - 39,5% ВВП). На фоне начавшегося в 2008 г. глобального кризиса такая политика привела страну к тяжелым экономическим последствиям. В частности, государственный долг к 2010 г. составлял 890 млрд фунтов стерлингов (62% ВВП; в 2007 г. - 500 млрд, 35,5% ВВП). Дефицит госбюджета (144 млрд фунтов стерлингов) был самым крупным среди стран "Группы 20". 

  • Пенсионная реформа
С целью снижения бюджетной нагрузки в 2011 г. был принят акт, согласно которому к 2018 г. пенсионный возраст для мужчин и женщин составит 65 лет (в н.в. - 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин). К 2020 г. он будет увеличен до 66 лет, а затем до 68 лет. Изменения коснулись и начисления пенсий. Теперь исходным показателем является не размер заработной платы на последнем месте работы, а средняя зарплата. Также были повышены размеры пенсионных отчислений в среднем на 3,2% (не более 6% от ежегодного дохода работника). В начале 2016 г. было принято решение о введении одноступенчатой пенсионной системы. Она заменит трехступенчатую систему (базовая пенсия, дополнительная, т.е. доступная тем, кто осуществлял выплаты в Национальный страховой комитет, и добровольная, предполагающая индивидуальные накопления или по контракту с работодателем).
  • Реформа выплаты пособий
В апреле 2013 г. вступил в силу закон по реформе выплаты социальных пособий. Он предусматривает объединение различных выплат в единое пособие, переход к нему должен быть завершен к 2017 г. Кроме того, вводятся штрафные санкции в отношении лиц, которые без объективных причин отказываются от предложенной биржей труда работы.
  • Реформа системы образования
В 2011 г. вступил в силу закон о реформе образования. Его заявленная цель - ликвидация излишней бюрократии, предоставление администрациям школам больших возможностей для самоуправления, а учителям большей творческой свободы в организации учебного процесса. При этом финансовая поддержка школ со стороны государства осталась на прежнем уровне. В 2012 г. вступили в силу нововведения в области высшего образования, которое является полностью платным. Самым чувствительном стало повышение платы за обучение почти в три раза (в среднем до 9 тыс. фунтов стерлингов в год). Бюджетное финансирование университетов снизилось примерно на 40%. В ответ на реформы по стране прошли студенческие манифестации, в которых приняли участи до 50 тыс. человек (крупнейшие с 1998 г.).
  • Реформа системы здравоохранения 
В 2013 г. началась реализация реформы государственной Национальной системы здравоохранения (НСЗ). По заявлению Кэмерона, цель реформ – "сокращение дефицита бюджета, а не услуг НСЗ". В рамках НСЗ, сформированной в 1948 г., британцам  предоставляются универсальные бесплатные услуги, ее финансирование осуществляется за счет налоговых отчислений. В ходе реформы введен контроль со стороны врачебных объединений за закупками медицинских препаратов, которые можно приобретать как у государственных, так и у частных поставщиков. Предусмотрен частичный переход в осуществлении медицинских обязательств от государства к частному сектору с целью создания конкуренции в сфере услуг здравоохранения. Принятие этого закона также было встречено массовыми протестами.

Реформа системы престолонаследия

Система престолонаследия страны была закреплена в Акте об устроении (Act of Settlement), принятом в 1701 г. и являющемся одним из основных документов, составляющих конституцию королевства.

По данным СМИ, в Великобритании с 1981 г. было предпринято 11 попыток изменить действующий порядок. В частности, соответствующий законопроект разрабатывало правительство лейбориста Гордона Брауна с 2007 г., но инициатива не получила развития. В начале 2011 г. кабинет консерватора Дэвида Кэмерона продолжил работу в этом направлении. В октябре 2011 г. проект реформы был одобрен на саммите Содружества в г. Перт (Австралия), а в конце 2012 г. он получил поддержку парламента Великобритании. 25 апреля 2013 г. новый Закон о престолонаследии был подписан королевой Елизаветой II. Он устанавливает равные права на наследование престола для представителей британской королевской семьи обоих полов по старшинству (ранее предпочтение отдавалось мужчинам). Кроме того, закон разрешил монархам вступать в брак с католиками, однако требование принадлежности самого монарха к англиканской церкви осталось в силе.

Референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе

В начале 2013 г. Дэвид Кэмерон предложил провести референдум по вопросу о выходе Великобритании, если Консервативная партия одержит победу на выборах 2015 г.

На решение премьер-министра повлияло опасение однопартийцев по поводу возможного оттока голосов в пользу Партии независимости Соединенного Королевства, которая придерживается жестких антиевропейских взглядов. Сам Дэвид Кэмерон выступал за сохранение членства страны в ЕС при условии его реформирования. В ноябре 2015 г. он направил руководству организации соответствующие предложения, которые охватывали четыре блока тем: экономика, конкурентоспособность, вопросы усиления суверенитета Великобритании и проблемы иммиграции. В феврале 2016 г. на саммите ЕС был одобрен проект соглашения по реформированию организации. После этого Кэмерон заявил, что будет рекомендовать британцам голосовать за то, чтобы страна осталась в Евросоюзе. При этом ряд британских СМИ обвинил премьера в том, что он пошел на большие уступки Брюсселю и принятое соглашение не отвечает британским интересам. После победы евроскептиков на голосовании 23 июня Кэмерон заявил, что покинет посты лидера партии и правительства.

Участие в военной операции в Ливии

При Дэвиде Кэмероне Великобритания участвовала в международной военно-воздушной операции коалиционных сил против Ливии, которая проводилась в соответствии с резолюцией СБ ООН 1973 от 17 марта 2011 г. с целью обеспечения бесполетной зоны над Ливией и защиты гражданского населения от режима Муаммара Каддафи.

Решение о начале военных действий было принято на совещании 19 марта в Париже с участием представителей Лиги арабских государств, Африканского союза, Евросоюза, ООН, США и Канады. Сначала действия в рамках операции координировало Африканское командование ВС США, а в конце марта командование перешло к НАТО. Первые ракетно-бомбовые удары по средствам ПВО, РЛС и военным объектам Ливии нанесли самолеты ВВС Франции, Великобритании и США. Великобритания предоставила 2,3 тыс. военнослужащих, порядка 30 самолетов, в том числе истребители-бомбардировщики "Торнадо" и многоцелевые истребители "Тайфун", атомную подводную лодку и два фрегата. Операция завершилась 31 октября 2011 г.

Борьба с международным терроризмом

В конце сентября 2014 г. Великобритания присоединилась к Международной коалиции против террористической группировки "Исламское государство" (ИГ; запрещена в РФ), сформированной по инициативе США на саммите НАТО, состоявшемся 4-5 сентября 2014 г. в Уэльсе (Великобритания).

Тогда британский парламент санкционировал бомбардировки позиций ИГ в Ираке. В начале декабря 2015 г. по предложению Дэвида Кэмерона британские ВВС получили мандат для нанесения воздушных ударов по базам ИГ в Сирии.

23 ноября 2015 г. правительство Великобритании опубликовало Стратегию национальной безопасности (предыдущий документ был принят в 2010 г. и был первым за последние 12 лет). В числе главных угроз, помимо террористической организации "Исламское государство", были указаны "нестабильность на Ближнем Востоке, кризис на Украине, кибератаки и риск пандемий". В частности, предусматривается формирование в составе сухопутных войск к 2025 г. двух ударных бригад для быстрого развертывания. Общее увеличение численности сил быстрого развертывания запланировано с 30 тыс. человек (2010 г.) до 50 тыс.

Отношения с Россией

За время нахождения на посту Дэвид Кэмерон дважды посетил Россию: в сентябре 2011 г. он побывал в Москве, а в мае 2013 г. - в Сочи. За этот период он провел восемь встреч с Владимиром Путиным (первую - в ходе визита в РФ в 2011 г., когда Путин занимал пост председателя правительства).

В 2014 г. две встречи прошли на фоне антироссийских санкций, введенных Евросоюзом из-за событий на Украине. 5 июня в Париже в рамках празднования 70-летия открытия второго фронта политики обсудили возможность оживления российско-британского диалога, внимание также было уделено поискам путей урегулировании ситуации на Украине (встреча началась без традиционного рукопожатия). 15 ноября на саммите "Группы 20" в Брисбене (Австралия) российский президент и британский премьер отметили заинтересованность в реставрации отношений и принятии действенных мер по урегулированию украинского кризиса. Также была затронута сирийская проблематика и вопросы борьбы с ИГ.

В последний раз лидеры встретились на полях саммита "двадцатки" в Анталье (Турция) 16 ноября 2015 г. и обсудили возможности совместной борьбы с терроризмом, перспективы оживления двустороннего сотрудничества. Переговоры прошли за закрытыми дверями.

Рейтинг

Согласно опросам компании YouGov, самый высокий уровень поддержки - 48% - был оказан Кэмерону в сентябре 2014 г. в связи с итогами референдума в Шотландии (против независимости региона проголосовали 55,3% избирателей). В 2016 г. рейтинг Кэмерона резко понизился. Согласно опросам, проведенным в марте аналитической компанией Ipsos Mori, удовлетворение деятельностью премьера выразили лишь 34% респондентов, 59% опрошенных были недовольны тем, как он исполняет свои обязанности. В частности, многие осудили главу правительства за то, что он провел пасхальные каникулы в Испании, а британцев призвал отдохнуть  на севере Англии, чтобы поддержать экономику регионов, пострадавших от наводнения в конце 2015 г. В апреле, когда после публикации "Панамских документов" Кэмерон признался, что владел акциями в офшорной компании отца, опрос газеты The Times показал, что его работой были довольны лишь 21% британских подданных.