Российско-американское соглашение об оружейном плутонии. Досье

Лев Федосеев/ ТАСС

Оружейный плутоний содержит не менее 93,5% изотопа 239Pu и предназначается, наряду с ураном, для создания ядерного оружия

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 октября 2016 г. президент России Владимир Путин распорядился приостановить соглашение с США об утилизации плутония из-за недружественных действий Вашингтона в отношении РФ и неспособности США обеспечить выполнение принятых в соответствии с этим документом обязательств.

Полное название этого документа - "Соглашение об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для цели обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области" (СОУП); краткое - "Соглашение об оружейном плутонии". Оно было подписано Россией и США в 2000 г. В соответствии с ним стороны обязались утилизировать по 34 тонны плутония оружейного качества.

История

Оружейный плутоний содержит не менее 93,5% изотопа 239Pu и предназначается, наряду с ураном (изотопы 235 и 238), для создания ядерного оружия. 

Этот вид плутония активно производился в СССР и США в период холодной войны. В США его производство было прекращено в 1988 г., в России - в 1994 г. В связи с сокращением ядерных вооружений из оборонных программ двух стран высвободилось большое количество оружейного материала и встал вопрос о его утилизации. В частности, эта проблема обсуждалась на саммите по ядерной безопасности в Москве в апреле 1996 г. В том же году на конференции в Париже международные эксперты определили два основных способа утилизации оружейного плутония: первый - изготовление из него уран-плутониевого оксидного топлива для АЭС (МОКС-топливо, "метод сжигания"), второй - иммобилизация (смешивание оружейного плутония с жидким стеклом и его хранение до полного распада радиоактивных изотопов). Иммобилизация считается менее надежной, так как не гарантирует полную необратимость материалов.

Соглашение и протоколы

Разработка соглашения началась в 1998 г., в 2000 г. состоялось его подписание (в Москве 29 августа, в Вашингтоне 1 сентября). Однако на согласование процесса реализации ушло еще десять лет. Вступление в силу документа стало возможным лишь после подписания двух протоколов (15 сентября 2006 г. и 13 апреля 2010 г.), отражающих новую интерпретацию ряда технических вопросов и прочие изменения. Соглашение 2000 г. и два протокола вступили в силу 13 июля 2011 г. Вместе они образуют единое обновленное соглашение. В соответствии с ним каждая из сторон обязалась приступить к утилизации 34 тонн избыточного оружейного плутония (25 тонн в форме металла и 9 тонн в виде диоксидного порошка) в 2018 г. и завершить процесс через 15-20 лет.

Обе стороны договорились использовать один метод утилизации, а именно - перевод всех 34 тонн в МОКС-топливо. Другие способы утилизации должны быть согласованы сторонами, а договоренность должна быть закреплена в письменном виде (это положение зафиксировано в ст. 3 протокола 2010 г.).

Состояние программы в России

Утилизация российского плутония должна была осуществляться путем его использования в качестве МОКС-топлива с последующим сжиганием в реакторах на быстрых нейтронах БН-600 и БН-800 на Белоярской АЭС (город Заречный Свердловской области). Первый из них эксплуатируется с 1980 г., второй был запущен в 2015 г. Тогда же был введен в строй завод по производству МОКС-топлива на Горно- химическом комбинате (ГХК) в городе Железногорске в Красноярском крае. Это производство было создано за три года - в 2011-2014 гг. Инвестиции составили $240 млн.

В соответствии с соглашением, затраты в объеме до $400 млн, связанные с обеспечением режима утилизации на реакторе БН-800 и с его эксплуатацией, а также с созданием системы мониторинга и инспекций, должны были оплатить США.

Состояние программы в США

В США планировали утилизацию оружейного плутония путем его облучения в легководных реакторах. Для этого в 2007 г. началось сооружение завода по производству МОКС-топлива в ядерном центре Саванна-Ривер в штате Южная Каролина. Его ввод в эксплуатацию был запланирован на 2016 г., однако в 2014 г. строительство было приостановлено из-за финансовых проблем. Его стоимость выросла с $4,8 млрд до $7,7 млрд. В настоящее время объект готов примерно на 70%.

В 2014 г. в США началась дискуссия об использовании альтернативных "сжиганию" методов утилизации плутония. Формальной причиной стали финансовые проблемы. В апреле того же года министр энергетики США Эрнест Монис объявил, что у Минэнерго и входящего в его структуру Национального управления ядерной безопасности (НУЯБ) есть "четыре альтернативы" строительству предприятия в Саванна-Ривер. Директор по снижению ядерной угрозы в Совете национальной безопасности при Белом доме Скотт Роэкер заявил, что США намерены перейти с "метода сжигания" на "метод иммобилизации". Утилизировать плутоний предполагается на предприятии по переработке радиоактивных отходов в Карлсбаде (штат Нью-Мексико). По свидетельству НУЯБ, в порядке эксперимента американские атомщики уже утилизировали данным образом более 4 тонн плутония.

Позиция России

По мнению экспертов российского Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии, предлагаемые американцами варианты не исключают вероятности намеренного или несанкционированного извлечения оружейного плутония из мест его хранения и повторного использования в оружейных целях. Реальная утилизация оружейного плутония возможна только при облучении плутония в МОКС-топливе энергетических реакторов, обеспечивающее необратимый вывод этого материала из оружейной программы.

В апреле 2016 г. с критикой в адрес США за несоблюдение положений соглашения выступил президент России Владимир Путин. По его словам, "США объявили о том, что они предполагают уничтожать отработанное ядерное топливо, высокообогащенное, не тем способом, о котором мы договорились... А другим, разбавляя его и утилизируя где-то в определенных емкостях. Это означает, что они сохраняют за собой так называемый возвратный потенциал, то есть его можно извлечь, переработать и опять превратить в оружейный плутоний".

Согласно заявлению директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаила Ульянова, Россия не давала согласия США на изменение способа утилизации плутония.