9 января 2018, 16:41

Ядерная программа КНДР. Досье

Военный парад в Пхеньяне, КНДР, 2017 год. AP Photo/ Wong Maye-E
Военный парад в Пхеньяне, КНДР, 2017 год
15 лет назад Пхеньян объявил об окончательном выходе из ДНЯО

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 лет назад, 10 января 2003 года, Корейская Народно-Демократическая Республика объявила об окончательном выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, участником которого она была с 1985 года.

Это повлекло за собой новое обострение кризиса на Корейском полуострове.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории создания ядерного оружия в КНДР.

Начало ядерных исследований

Начало атомной программы КНДР, по мнению экспертов, датируется серединой 1950-х годов, когда в стране были созданы специализированные научные центры. На первых этапах северокорейская ядерная программа развивалась при поддержке СССР, где проходили подготовку северокорейские инженеры-ядерщики (по некоторым оценкам, к началу 1990-х годов обучение прошли около 300 человек).

В 1956 году Советский Союз и КНДР подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, позже КНДР заключила подобное соглашение с Китаем. В то же время в уезде Йонбён (центральная часть страны) началось строительство Центра ядерных исследований, где уже в 1965 году был введен в действие исследовательский легководный ядерный ректор советского производства ИРТ-2000 мощностью 2 МВт (позже северокорейцы дважды модернизировали его, доведя мощность до 8 МВт).

Развитие ядерной программы под контролем МАГАТЭ

Курс на создание собственного ядерного оружия, по мнению западных экспертов, был взят лидером КНДР Ким Ир Сеном в начале 1970-х годов. Тогда же северокорейские специалисты перешли к освоению ключевых ядерных технологий военного назначения. Став в 1974 году членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), КНДР получила доступ к материалам по ядерно-энергетической тематике. Это позволило северокорейским специалистам ускорить процесс освоения ключевых ядерных технологий и активизировать проработку возможностей создания собственного ядерного оружия.

В 1985 году КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). На этот шаг КНДР пошла под давлением СССР - присоединение к договору было условием дальнейшего сотрудничества в сфере атомной энергетики. Планировалось, что советские специалисты построят в КНДР АЭС, оснащенную четырьмя реакторами ВВЭР-440. Однако после переговоров в 1990 году президентов СССР и Южной Кореи Михаила Горбачева и Ро Дэ У сотрудничество Советского Союза с КНДР в сфере атомной энергетики было свернуто.

В течение 1980-х годов в Йонбёне велось сооружение двух газографитовых ядерных реакторов. Первый из них - мощностью 5 МВт - начал работать в 1986 году и, по мнению специалистов, стал основой для наработки оружейного плутония. Второй реактор мощностью 50 МВт был заложен в 1985 году. В 1989 году в районе города Тхэчхон началось возведение третьего газографитового реактора мощностью 200 МВт. Все они были конструктивно близки французскому реактору G-1 и британскому Magnox, разработанным в 1950-х годах. Доступ к технической документации по этим проектам был получен по линии МАГАТЭ. На реакторах подобного типа возможна выработка оружейного плутония.

В январе 1992 года КНДР заключила с МАГАТЭ соглашение о мерах по контролю за ядерными объектами страны (соглашение о гарантиях). В феврале того же года между КНДР и Республикой Корея была подписана Совместная декларация о безъядерном статусе Корейского полуострова, в соответствии с которой стороны отказались от испытаний, производства, ввоза, хранения, размещения ядерного оружия (к 1991 году из Южной Кореи было полностью вывезено американское ядерное оружие).

В мае 1992 года КНДР приняла первые инспекции МАГАТЭ, которые подтвердили факт производства Пхеньяном плутония в "меньшем количестве, чем это требуется для создания ядерного оружия, но в большем, чем КНДР утверждала ранее". Эксперты агентства поставили под сомнение утверждение КНДР о производстве в 1990 году только 90 грамм плутония в исследовательских целях. По расчетам российских экспертов, к началу 1990-х годов КНДР ежегодно могла вырабатывать на газографитовых реакторах до 67 кг плутония.

После обнаружения несоответствия МАГАТЭ потребовало проведения дополнительных инспекций двух хранилищ в Йонбёне, однако КНДР отвергла это требование. В 1993 году она заявила о начале процедуры выхода из ДНЯО, в 1994 году - из МАГАТЭ.

1990-2000-е годы: поиски компромисса

Кризис был урегулирован только в октябре 1994 года, когда в Женеве было подписано Рамочное соглашение между США и КНДР. По этому документу КНДР фактически остановила развитие своей атомной энергетики, заморозив пять атомных объектов, в том числе единственный действовавший на тот момент экспериментальный реактор с графитовым замедлителем в Йонбёне, способный, по оценкам американских экспертов, вырабатывать оружейный плутоний; также было прекращено строительство двух энергоблоков мощностью 50 и 200 МВт; кроме того, КНДР возобновила выполнение своих обязательств по соглашению о гарантиях с МАГАТЭ и приостановила выход из ДНЯО.

В обмен США обещали построить в КНДР два легководных реактора и до их ввода в действие поставлять Пхеньяну мазут. Для выполнения этого контракта была создана Международная организация содействия развитию энергетики Кореи, в которую вошли США, ЕС, Япония и Южная Корея. Реализация соглашения со временем зашла в тупик в связи с разногласиями между КНДР и США. В конце 2002 года КНДР заявила о возобновлении ядерной программы, 10 января 2003 года - об окончательном выходе из ДНЯО и из МАГАТЭ.

В августе 2003 года по инициативе северокорейской стороны начались шестисторонние переговоры по урегулированию ядерного кризиса на Корейском полуострове, в которых принимали участие представители США, КНДР, КНР, Республики Корея, РФ и Японии. Всего было проведено шесть раундов, однако в апреле 2009 года представители КНДР заявили о бессмысленности продолжения переговоров (в настоящее время Россия и КНР настаивают на возрождении подобного формата для решения ядерного кризиса на Корейском полуострове).

Испытания ядерного оружия

В феврале 2005 года КНДР заявила о наличии у нее ядерного оружия, "предназначенного исключительно для самообороны и сдерживания", а 9 октября 2006 года на полигоне Пхунгери в уезде Кильджу в провинции Хамгён-Пукто состоялось первое подземное ядерное испытание (по западным оценкам, его мощность была менее килотонны в тротиловом эквиваленте). Затем последовало еще пять испытаний: 25 мая 2009 года, 12 февраля 2013 года, 6 января и 9 сентября 2016 года и 3 сентября 2017 года.

Четвертое и шестое испытания были заявлены Пхеньяном как термоядерные. До последнего времени не было достоверных сведений о технической возможности установки компактного ядерного заряда на межконтинентальные баллистические ракеты (пуски ракет подобного класса КНДР проводит с 2006 года). Однако на фотографии, опубликованной агентством ЦТАК накануне взрыва в сентябре 2017 года, лидер страны Ким Чен Ын осматривает компактный термоядерный заряд. При этом Ким Чен Ын отметил, что новая боеголовка - это "выдающийся прорыв в создании ядерного оружия".

Фактическое обладание ядерным оружием и средствами его доставки было закреплено в конституции страны: в апреле 2012 года парламент КНДР утвердил изменения к основному закону, добавив положение о том, что КНДР является ядерной державой. 1 января 2018 года в новогоднем телеобращении к нации Ким Чен Ын заявил о "завершении создания национальных ядерных сил страны".

Реакция международного сообщества

Первое испытание северокорейского ядерного заряда в 2006 году вызвало осуждение мирового сообщества и повлекло за собой принятие Советом Безопасности (СБ) ООН резолюции 1718, предусматривавшей эмбарго на поставки в КНДР некоторых видов вооружений, материалов и оборудования, которые могли бы содействовать осуществлению программ, связанных с ядерным оружием, баллистическими ракетами или другим оружием массового уничтожения. Затем СБ ООН еще девять раз ужесточал санкционный режим в отношении КНДР (последний раз 22 декабря 2017 года). 

Теги:
КНДР