11 апреля 2018, 09:55
Кризис в Сирии

Как Россия блокировала резолюции СБ ООН по Сирии. Досье

Александр Щербак/ ТАСС

С 2011 года, когда в Сирии началась гражданская война, Россия ветировала 11 проектов резолюций, касающихся этой страны

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 апреля 2018 года Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции по Сирии. Этот документ, предложенный США, предусматривал создание нового международного механизма расследования обстоятельств возможных случаев применения химического оружия в Сирии. По словам постпреда России при ООН Василия Небензи, проект резолюции содержал "неприемлемые элементы", с его помощью США пытались возродить механизм расследования , который "покрыл себя позором", когда выносил приговор Сирии без подтверждающих данных (совместный механизм расследования ООН-ОЗХО, действовавший в 2015-2017 годах, - прим. ТАСС- ДОСЬЕ).

С 2011 года, когда в Сирии началась гражданская война, Россия ветировала 11 проектов резолюций, касающихся этой страны.

Первый раз Россия голосовала против резолюции по Сирийской Арабской Республике (САР) 4 октября 2011 года. Тогда на голосовании был поставлен документ, предусматривавший возможность введения санкций в отношении Сирии, если ее власти в течение 30 дней не прекратят насилие (антиправительственные выступления с требованиями проведения демократических реформ начались в Сирии в начале 2011 года, для подавления протестов оппозиции была использована армия). Документ, инициированный Францией, Германией, Португалией и Великобританией, обсуждался на фоне заявлений о нелегитимности президента САР Башара Асада. Россия, по словам постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина (2006-2017 годы), не могла "согласиться с односторонним обвинительным уклоном в адрес Дамаска. Такой подход противоречит принципу мирного урегулирования кризиса на основе общесирийского национального диалога". Против резолюции также высказался Китай.

4 февраля 2012 года Россия и Китай вновь проголосовали против резолюции, осуждающей Сирию за подавление протестов. Документ, соавторами которого выступили несколько арабских и западных стран, не учитывал действия вооруженных антиправительственных групп, провоцирующих насилие. По мнению России, он "неадекватно отражал сложившиеся в Сирии реалии и посылал несбалансированные сигналы сирийским сторонам".

19 июля 2012 года Россия и Китай заблокировали проект резолюции, подготовленный Великобританией, который допускал возможность применения санкций в отношении Дамаска, если он не прекратит использование тяжелого вооружения против населения. Поводом к разработке этого документа послужила операция сирийской армии, проведенная при поддержке танков и боевых вертолетов 12 июля против крупной группировки боевиков в городе Джиср-эш-Шугур, где жертвами исламистов стали 120 полицейских. По версии правозащитников, этот город являлся центром антиправительственного восстания в провинции Идлиб. Россия назвала поставленный на голосование проект предельно односторонним и не отражающим реальную ситуацию в стране.

22 мая 2014 года Россия и Китай воспользовались правом вето при голосовании по проекту резолюции (подготовлен Францией), предусматривавшему передачу расследования военных преступлений, совершенных в ходе сирийского конфликта, в Международный уголовный суд (МУС) в Гааге. Ранее в марте 2014 года специальная комиссия Совета ООН по правам человека (создана в 2011 году для расследования нарушений международного права и прав человека в Сирии) распространила доклад, в котором был сделан вывод, что правительственные силы виновны в преступлениях против человечности, а вооруженные повстанцы - в военных преступлениях. Впоследствии комиссия представила список лиц, которые, по ее мнению, причастны к этим правонарушениям. Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин назвал проект резолюции попыткой использовать МУС "для дальнейшего разжигания политических страстей, а в конечном счете - для внешнего силового вмешательства".

8 октября 2016 года Россия наложила вето на подготовленную Францией резолюцию, требующую от сирийской армии прекратить бомбардировки города Алеппо. По мнению России, несмотря на обязательства государств членов ООН бороться с террористической угрозой, в этом документе делалась "откровенная попытка обеспечить прикрытие террористам "Джебхат ан-Нусры" (запрещена в РФ) и слившимся с ними боевикам".

5 декабря 2016 года Россия и Китай заблокировали принятие резолюции (подготовлен Египтом, Испанией и Новой Зеландией), требовавшей прекратить боевые действия в Алеппо на период в семь дней. По замыслу соавторов документа, пауза в боях должна была позволить безопасно доставить в город гуманитарную помощь, а также создать условия для возобновления переговоров по политическому урегулированию конфликта в Сирии. По мнению Москвы и Пекина, перемирие дало бы боевикам возможность перегруппировать силы.

28 февраля 2017 года Россия и Китай голосовали против резолюции, предусматривавшей введение санкций в отношении Сирии за атаки с применением отравляющих веществ, приписываемые Дамаску. Документ, разработанный США, Великобританией и Францией, предусматривал запрет на поставку вертолетов армии и госструктурам страны. Основанием для принятия этих мер были названы выводы СМР ООН-ОЗХО - Совместного механизма ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), созданного в 2015 году для установления виновных в применении отравляющих веществ в Сирии. Этот орган возложил на Дамаск ответственность за три химические атаки, совершенные в 2014-2015 гг. Как заявили в СБ представители России и Китая, резолюция могла навредить попыткам ООН наладить отношения между различными группами сирийской оппозиции на Женевской переговорной платформе.

12 апреля 2017 года Россия заблокировала проект резолюции о расследовании химической атаки, произошедшей 4 апреля в Хан-Шейхуне на юге провинции Идлиб. Там погибли 84 человека и пострадали более 500. Документ, инициированный Великобританией, США и Францией, включал, в частности, требования к Дамаску предоставить всю информацию о полетах авиации в день инцидента и доступ на военные базы, с которых могли наноситься удары. Исполняющий обязанности постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков заявил, что этот документ "назначал виновных еще до проведения расследования объективного и независимого", и назвал этот подход "несовместимым со стандартами правосудия".

24 октября 2017 года Россия наложила вето на проект резолюции о продлении на год полномочий СМР ООН-ОЗХО по расследованию химических атак в Сирии. Автором проекта выступили США. На заседании СБ постпред России при ООН Василий Небензя (с 2017 года) призвал "спокойно и взвешенно" принять решение после публикации доклада СМР с результатами расследования в Хан-Шейхуне.

16 ноября 2017 года Россия вновь голосовала против проекта резолюции о продлении срока работы СМР ООН-ОЗХО. Документ был внесен в СБ ООН Соединенными Штатами 2 ноября одновременно с проектом, подготовленным Россией. Американский вариант отводил на работу СМР 24 месяца и допускал введение санкций и применение военной силы в отношении Сирии за использование отравляющих веществ. Россия же предлагала продлить работу миссии на шесть месяцев и настаивала на проведении переоценки "сделанных ранее выводов и заключений". Кроме того, российский проект предусматривал отправку экспертов на место предполагаемой атаки в Хан-Шейхуне. В результате российский проект не набрал необходимых 9 из 15 голосов (его поддержали четыре страны). Постпред России при ООН Василий Небензя после заседания СБ заявил: "Хотелось бы напомнить американским коллегам и тем, кто поддерживал их оторванный от реальности проект, что именно на вас лежит груз ответственности, если механизм не удастся сохранить".

17 ноября 2017 года Россия блокировала резолюцию о техническом продлении мандата СРМ ООН-ОЗХО на 30 дней (инициирован Японией). Постпред РФ при ООН Василий Небензя заявил, что после фиктивного расследования эпизода с применением зарина в Хан-Шейхуне "любое продление СМР возможно для нас лишь при условии исправления фундаментальных недостатков в его работе". Ранее Минобороны РФ раскритиковало экспертов СМР за нежелание посетить место инцидента и проведение расследования в дистанционном режиме с привлечением данных анонимных источников, а также привело доказательства, свидетельствующие о несостоятельности версии СМР. По мнению главы комитета Совета федерации по международным делам Константина Косачева, США используют миссию ООН-ОЗХО, чтобы оправдать нанесение удара по авиабазе "Шайрат" (7 апреля с американских кораблей в Средиземном море было выпущено 59 крылатых ракет Tomahawk по правительственной авиабазе "Шайрат" в провинции Хомс, с которой, по мнению Пентагона, взлетали самолеты ВВС Сирии для атаки на Хан-Шейхун).