17 августа 2018, 13:27

Российско-германские политические отношения. Досье

Канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент РФ Владимир Путин. AP Photo/ Alexander Zemlianichenko
Канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент РФ Владимир Путин

18 августа Путин посетит Германию и проведет встречу с Меркель

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 августа президент РФ Владимир Путин встретится с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в резиденции германского правительства в Мезеберге (недалеко от Берлина). Лидеры двух государств обсудят вопросы двусторонних отношений, а также международные проблемы, включая ситуацию в Сирии и на востоке Украины и строительство газопровода "Северный поток - 2".

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории двусторонних политических отношений и их состоянии на современном этапе.

История

Дипломатические отношения между ФРГ и СССР были установлены 13 сентября 1955 года, 26 декабря 1991 года ФРГ признала РФ правопреемницей СССР. С начала 1990-х годов регулярный характер приобрели встречи российских президентов с германскими канцлерами (как в ходе взаимных визитов, так и в рамках международных мероприятий). В 1997-2010 годах Россию посещали президенты ФРГ Роман Херцог, Йоханнес Рау, Хорст Кёлер и Кристиан Вульф.

В 2000 году Россия и Германия провозгласили курс на стратегическое партнерство, в последующие годы отношения развивались успешно во всех сферах, действовал ряд совместных структур и форматов. Так, с 1998 года ежегодно попеременно в РФ и ФРГ проводились межгосударственные консультации, направленные на расширение торгово-экономических и политических связей.

В 2001 году по инициативе президента Владимира Путина и канцлера Герхарда Шрёдера с целью углубления взаимопонимания между странами был учрежден германо-российский общественный форум "Петербургский диалог". Германия, занимающая лидирующие позиции в Европе, активно поддерживала Россию и проводимый ею курс на международном уровне, в частности, выступала за активизацию сотрудничества между ЕС и РФ, за установление безвизового режима.

Реакция ФРГ на обострение кризиса на Украине в 2014 году

В 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией и обострения украинского кризиса, отношения между ФРГ и РФ ухудшились. Меркель обвинила Россию в дестабилизации обстановки на Украине и заявила о возможности введения Евросоюзом 17 марта 2014 года антироссийских санкций, включающих "адресные меры в отношении лиц, ответственных за эскалацию ситуации". Позже Меркель высказалась за проведение саммита G8 без России (был запланирован на июнь в Сочи; на тот момент в "восьмерке" председательствовала Россия), и с тех пор встречи проводятся в формате "семерки".

В 2014 году Германия отменила запланированные двусторонние мероприятия: 15-й раунд межгосударственных консультаций и 14-е заседание "Петербургского диалога". Были заморожены строительство Центра боевой подготовки сухопутных войск в Мулино (Нижегородская область) с использованием технологий компании Rheinmetall (стоимость проекта оценивалась в €120 млн) и сделка о продаже России продукции оборонно-космического подразделения Airbus Group NV (в частности, спутниковых технологий на общую сумму около €700 млн).

Отношения на современном этапе

В последующие годы германские политики не раз критически оценивали внешнюю политику России. В 2016 году в новой "Белой книге" минобороны ФРГ, посвященной вопросам обеспечения национальной безопасности, Россия заняла третье место в списке из десяти самых серьезных угроз для Германии. Согласно документу, из партнера она превратилась в соперника, который "повышает военную активность на внешних границах ЕС".

По данным СМИ, на саммите ЕС 22-23 марта 2018 года, проходившем на фоне обострения российско-британских отношений в связи с отравлением в Солсбери экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля, Меркель, а также президент Франции Эмманюэль Макрон поддержали британского премьера Терезу Мэй, которая возложила вину за инцидент на Россию. 26 марта Германия в знак солидарности с Великобританией выслала четырех российских дипломатов (такие действия предприняли большинство стран ЕС). 29 марта Меркель и Мэй в телефонном разговоре договорились продолжать совместную работу "для противостояния возросшей российской агрессии".

Тем не менее Меркель, ранее выступавшая за продление европейских антироссийских санкций, с июля 2016 года неоднократно заявляла и о заинтересованности Германии в их отмене и в улучшении отношений с Россией по мере подвижек в урегулировании ситуации на Украине. Главы МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (2005-2009 и 2013-2017 годы) и Зигмар Габриэль (2017-2018 гг.) также выступали за нормализацию отношений с РФ и за поэтапное снятие ограничительных мер, если в реализации минских соглашений "будет наблюдаться существенный прогресс".

Хайко Маас, занявший пост министра иностранных дел в марте 2018 года, придерживается более жесткой позиции. 14 апреля в интервью журналу Spiegel, отвечая на вопросы об отравлении Скрипаля и ситуации в Сирии, он заявил, что "Россия, к сожалению, действует все более враждебно". Также, в отличие от своих предшественников, он считает, что ограничительные меры в отношении РФ могут быть сняты, только после того как страна "полностью выполнит свои обязательства по минским соглашениям".

Несмотря на охлаждение отношений, двусторонние контакты не прекратились. Путин и Меркель неоднократно встречались в рамках международных мероприятий, канцлер посещала Россию в 2015, 2017 и 2018 годах. В октябре 2017 года в РФ приезжал президент Франк-Вальтер Штайнмайер (занял пост в марте 2017 года).

Германия и Россия продолжили сотрудничество по международным проблемам. Так, с июня 2014 года проводятся встречи в рамках "нормандской четверки" (Россия, Украина, Германия и Франция) по урегулированию украинского кризиса. Стороны также принимали участие в процессе уничтожения химического оружия в Сирии (завершен в 2016 году) и в рамках переговоров Ирана с "шестеркой" посредников по вопросу ограничения иранской ядерной программы (итоговое соглашение было достигнуто в 2015 году).

В мае 2018 года на встрече в Сочи Путин и Меркель подчеркнули важность сохранения иранской ядерной сделки после объявления Дональдом Трампом об одностороннем выходе из нее США. Кроме того, РФ и ФРГ взаимодействуют в таких сферах, как борьба с финансированием терроризма, отмыванием денег, коррупцией, уклонением от налогов, в том числе в рамках G20.

Вопрос о проекте газопровода "Северный поток - 2"

Еще одной актуальной темой переговоров между Германией и Россией является международный проект "Газпрома" по возведению газопровода "Северный поток - 2". Он предполагает расширение действующего магистрального газопровода "Северный поток" (введен в эксплуатацию в 2011 году), связывающего Россию и Германию по дну Балтийского моря в обход транзитных восточноевропейских государств, включая Украину. В качестве инвесторов в строительство выступает ряд иностранных энергетических компаний, включая германские Wintershall и Uniper. Ввод в строй "Северного потока - 2" намечен на конец 2019 года.

Проект вызывает споры в Евросоюзе. Особое значение для ЕС имеет вопрос, связанный с возможным прекращением транзита газа через Украину, так как в этом случае будет прекращен газовый транзит через несколько стран ЕС. При этом Меркель поддерживает строительство "Северного потока - 2". До 2018 года она неоднократно подчеркивала, что он является экономическим проектом, который "не угрожает ни диверсификации, ни энергетической безопасности Европы".

Однако в апреле 2018 глода она заявила, что в нем также "играют роль и политические факторы". По ее словам, "Украина должна сохранить значение страны - транзитера газа, несмотря на реализацию проекта". Эту позицию она подтвердила на переговорах с Путиным в Сочи в мае 2018 года. По словам российского президента, поставки через украинскую газотранспортную систему "будут продолжены, если они окажутся экономически обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности".