7 мая 2014, 05:20,
обновлено 27 августа 2014, 08:20
Майские указы президента

Реализация "майских указов" президента РФ. Досье

7 мая президент РФ Владимир Путин проведет заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России

7 мая 2012 г. после вступления в должность президента РФ на новый срок Владимир Путин подписал 11 указов, в которых были обозначены основные направления развития страны. Документы касаются экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования госуправления, развития Вооруженных сил. Среди целевых показателей, которые необходимо достичь к 2018 г: рост реальной зарплаты в 1,5 раза, обеспечение доступным жильем 60% семей, создание 25 млн "высокопроизводительных" рабочих мест, рост в 1,5 раза производительности труда, переоснащение армии на 70%. К 2015 г. - увеличить объем инвестиций не менее чем на 25% ВВП.

Справка

В ходе предвыборной кампании 2012 года Владимир Путин изложил свою программу в семи статьях. 7 мая 2012 года, сразу после вступления в должность президента, Владимир Путин подписал ряд указов, в которых были сформулированы перспективные задачи в экономической, демографической и социальной политике, сфере здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем.

7 мая 2012 года были подписаны указы:

- "О долгосрочной государственной экономической политике";- "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

- "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации";

- "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации";

- "О реализации планов /программ/ строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса";

- "Об обеспечении межнационального согласия";

- "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

- "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";

- "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

- "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";

- "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

В рамках реализации указов правительству необходимо исполнить 218 поручений, в том числе в 2012-2013 гг. 131 поручение, в последующие семь лет - 87.

Правительство РФ четыре раза публиковало сводный отчет о состоянии исполнения "майских указов": в мае, августе и декабре 2013 г. и в мае 2014 г.

За неисполнение указов нужна "публичная, политическая, персональная ответственность"

11 июля 2012 г. указом президента для контроля за выполнением указов была создана Комиссия по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. Ее возглавил Владимир Путин.

31 января 2013 г. в Кремле на расширенном заседании правительства, которое прошло под председательством президента РФ, премьер-министр Дмитрий Медведев представил "Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2018 года".

7 мая 2013 г. Владимир Путин на совещании в Кремле подвел итоги первого года реализации президентских указов. На тот момент было выполнено в установленные сроки 111 поручений (73%). Глава государства заявил, что за неисполнение указов нужна "публичная, политическая, персональная ответственность, в том числе каждого члена правительства". После совещания вице-премьер Владислав Сурков, который курировал реализацию задач президента, подал прошение об отставке по собственному желанию, и президент удовлетворил его просьбу.

К 1 декабря 2013 г. было выполнено 115 поручений, на исполнении находилось 103 поручения, в том числе с установленным сроком исполнения: в 2013 г. - 16, в 2014 г. - 22, в 2015-2020 гг. - 49. По 16 поручениям конечный срок исполнения не определен.

23 декабря 2013 г. на совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Путин заявил, что "не все регионы активно включились в работу над выполнением указов 2012 г. Где-то виной этому объективные причины, а где-то налицо явные упущения и промахи". Глава государства отметил, что выполнен (на 95-93%) единственный целевой показатель - рост заработной платы во всех звеньях образовательной системы. Самой сложной была названа ситуация с расселением аварийного жилья (выполнено на 4 %).

Контроль за исполнением указов

Исполнение указов контролируется на федеральном и региональном уровнях. В 2014 г. глава государства провел серию совещаний с членами правительства, неоднократно встречался с главами субъектов РФ. За недостаточно эффективную работу по исполнению указов в разное время своих постов лишились чиновники разного уровня. В их числе министр регионального развития РФ Олег Говорун; губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин; министр РФ по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев; губернаторы Курганской и Волгоградской областей Олег Богомолов и Сергей Боженов.

2 апреля 2014 г. в нижнюю палату был внесен законопроект, предполагающий внесение изменений в статью 293 УК ("Халатность"), предусмотрев в ней уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, поручений и распоряжений президента. 19 июня 2014 г. законопроект был отозван после того, как Совет Госдумы счел данные меры сомнительными с точки зрения правовой обоснованности.

Сколько денег необходимо для выполнения указов

Однако, как утверждают представители региональной власти, не во всех субъектах РФ есть реальная возможность выполнить все указы из-за недостатка в финансировании региональных бюджетов и слабой доходной части. По состоянию на 1 января 2014 г. совокупный долг регионов составил 1,7 трлн рублей. По оценке министра финансов РФ Антона Силуанова, дефицит бюджетов субъектов РФ может составить в 2014 г. 210-220 млрд рублей. В апреле 2014 г. глава Счетной палаты Татьяна Голикова подтвердила, что региональным властям не хватает средств для реализации указов и они нуждаются в дополнительной помощи федерального бюджета.

Дополнительные ассигнования в рамках исполнения указов президента в 2014-2016 гг. превысят 2 трлн рублей. В 2014 г. на эти цели будет направлено порядка 511 млрд рублей, в 2015 г. - около 730 млрд, в 2016 г. - более 800 млрд. Субъектам РФ в 2014-2016 гг. будет направлено 350 млрд рублей для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов.

Для выполнения "майских указов", по мнению независимых экспертов, среднегодовой рост экономики должен составлять не меньше 4-6%.

"Нам нужна здравая, продуманная реструктуризация отраслей"

24 апреля 2014 г. правительство РФ скорректировало 34 госпрограммы, в которые вошли 55 показателей, содержащихся в "майских указах", а также 88 дополнительных индексов, обеспечивающих выполнение намеченных задач. Параметры госпрограмм были приведены в соответствие с федеральным бюджетом и скорректированы с учётом изменившейся макроэкономической ситуации.

28 апреля 2014 г. в Петрозаводске Владимир Путин на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ заявил, что "нужно не просто добиваться повышения заработных плат... Нам нужна понятная, здравая, продуманная реструктуризация отраслей".

7 мая 2014 г. в ходе заседания Комиссии при президенте РФ по монитрингу выполнения "майских указов", премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что все поставленные в них задачи должны быть выполнены "даже имея в виду весьма непростые экономические условия" в мировой и российской экономике.

По состоянию на 30 апреля 2014 г. исполнено и снято с контроля 121 поручение. На рассмотрении в Администрации президента РФ находятся доклады об исполнении 17 поручений, главе государства представлено 559 докладов. В настоящее время на исполнении находятся 97 поручений, в том числе с установленным сроком исполнения: в декабре 2013 г. - 3 поручения, в 2014 г. - 25, в 2015 г. - 13, в 2016-2020 гг. - 39. Из этих 97 поручений 22 находятся в Минэкономразвития, 16 - в Минобрнауки, 15 - в Минрегионе, 14 - в Минстрое, 11 - в Минтруде, десять - в Минобороны и еще девять поручений - в других ведомствах. По 36 поручениям установлен мониторинг их последующей реализации.