Досье. Российская позиция по ядерной проблеме Ирана

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. ИТАР-ТАСС/ EPA/ ANDRE PAIN
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров

Публикуется к визиту министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Иран 10-11 декабря

10-11 декабря 2013 года состоится визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в Исламскую Республику Иран (ИРИ), в ходе которого пройдут переговоры с министром иностранных дел Мохаммадом Джавадом Зарифом. Как ожидается, Лаврова примет президент Ирана Хасан Роухани. Основной вопрос на переговорах - урегулирование иранской ядерной проблемы в контексте достигнутых 24 ноября 2013 года в Женеве договоренностей между "шестеркой" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия) и Ираном.

В 2004 году в Иране экспертами МАГАТЭ были обнаружены ранее не учтенные этой организацией центрифуги для обогащения урана, что дало повод обвинить Тегеран в стремлении получить собственное ядерное оружие. В связи с этим западные страны попытались вынудить Иран отказаться от реализации ядерной программы. Тегеран, со своей стороны, настаивал на своем праве мирного использования ядерной энергии. В 2004-2006 годах МАГАТЭ и Иран вели переговоры по иранскому "ядерному досье", но не смогли договориться. В июле 2006 года "ядерное досье" Ирана было передано в СБ ООН. Переговоры также не дали существенных результатов. Отсутствие прогресса на переговорах привело к тому, что в 2006-2007 годах СБ ООН ввел в отношении этой страны санкции (резолюции 1737, 1747), в марте 2008 и в июне 2010 года санкции были ужесточены (резолюции 1803, 1929). По заявлению МИД РФ, Россия строго придерживается тех ограничений на взаимодействие с Ираном, которые установлены Советом Безопасности.

В июле 2011 года Россия предложила план по выходу из тупика на переговорах Ирана с "шестеркой" - так называемый "план Лаврова" ("шаг за шагом"). Суть плана заключалась в том, чтобы в ответ на каждый конкретный шаг Ирана делать ответный шаг навстречу - заморозить, а затем, по мере движения вперед, сократить санкции. При этом российская делегация на переговорах придерживалась позиции, которую ранее сформулировал президент Владимир Путин. Она заключается в признании неотъемлемого права Ирана на обогащение урана в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия в ответ на постановку иранской ядерной программы под всеобъемлющий международный контроль. Если такая договоренность будет достигнута, все санкции в полном объеме должны быть сняты.

18 июня 2013 года МИД в своем заявлении отметил совпадение видения России и вновь избранного президента Ирана Хасана Роухани по вопросу урегулирования иранской ядерной программы.

22 августа 2013 года состоялся телефонный разговор Лаврова с министром иностранных дел ИРИ Мохаммадом Джавадом Зарифом, в ходе которого стороны высказались за скорейшее возобновление международных переговоров по иранской ядерной программе.

9 октября 2013 года Лавров в интервью телеканалу Russia Today подчеркнул, что "ни у одной разведки - ни у российской, ни у европейской, американской, "Моссад" - нет доказательств, что иранское руководство приняло политические решение развивать военную составляющую ядерной программы". По мнению Лаврова, попытка силового решения проблемы может привести к распространению оружия массового уничтожения: "Если отдавать предпочтение силовым методам, то будет появляться все больше и больше государств, которые станут говорить: смотрите, у Ирана не было бомбы, а его разбомбили, поэтому давайте думать, как нам обеспечить свою безопасность".

"План Лаврова" начал реализовываться с осени 2013 года в ходе нескольких раундов переговоров Ирана с МАГАТЭ и "шестеркой". В ходе переговорного процесса определилось и интеллектуальное лидерство России. Многие из российских предложений стали неотъемлемой частью этих обсуждений.

9 ноября 2013 года в Женеве (Швейцария), в ходе переговорного раунда в формате "шестерка" - Иран, состоялась трехсторонняя встреча с участием министров иностранных дел России и Ирана Сергея Лаврова и Мохаммада Джавада Зарифа и координатора "шестерки" Кэтрин Эштон. Также делегации России и Ирана провели в Женеве двустороннюю встречу в рамках переговоров ИРИ и "шестерки".

18 ноября 2013 года по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор между президентами Путиным и Роухани. Стороны обсудили ход переговоров, и Роухани дал высокую оценку проводимой Россией работе в рамках этих переговоров.

24 ноября 2013 года в Женеве Иран и "шестерка" пришли к промежуточному соглашению (Женевское соглашение) сроком на шесть месяцев. В соглашении подтверждено право Ирана на мирную атомную энергетику, отмечено отсутствие у Тегерана намерений получить доступ к ядерному оружию. Соглашение предусматривает поэтапное сокращение программы по обогащению урана и производству плутония в обмен на частичное ослабление международных санкций. В течение полугода должно быть выработано окончательное соглашение по урегулированию иранской ядерной проблемы и снятию санкций.

25 ноября 2013 года президент РФ заявил, что Россия всегда принципиально выступала за решение иранской ядерной проблемы переговорно-дипломатическим путем.

Ранее Путин принял приглашение президента ИРИ, сделанное 13 сентября 2013 г. на их встрече в Бишкеке (Киргизия) во время саммита ШОС, посетить Иран с визитом.