3 ноября 2021, 08:15
Интервью

Худрук конкурса имени Фраучи: во всем мире происходит бум классической гитары

Дмитрий Илларионов. Svklimkin/ CC BY-SA 4.0/ Wikimedia Commons
Дмитрий Илларионов
Дмитрий Илларионов — об интересе к инструменту, главных музыкальных премиях и критериях победы

Международный конкурс и фестиваль исполнителей на классической гитаре имени Александра Фраучи в седьмой раз пройдет в Москве с 9 по 19 ноября. На этот раз смотр объединит молодых исполнителей из рекордных 13 стран, в фестивальной части примут участие признанные мастера гитары из Испании, России, Франции и Хорватии. О том, что ждет зрителей и конкурсантов, в интервью ТАСС рассказал художественный руководитель конкурса-фестиваля знаменитый гитарист Дмитрий Илларионов.

— Дмитрий, вы ведь росли в эпоху расцвета знаменитых рок-команд. Почему выбрали классическую гитару?

— Рок-музыка и любые другие стилистические направления мне не чужды. Несмотря на то что я действительно являюсь классическим гитаристом, я постоянно играю что-то не совсем классическое. Недавно исполнил на классической гитаре Shine On You Crazy Diamond группы Pink Floyd, играю музыку Стинга, Led Zeppelin.

Думаю, гитара — один из самых любимых инструментов в мире. Но классическая гитара — это инструмент, который мало кому знаком. В свое время я всей душой полюбил этот инструмент, и мне показалось, что именно здесь я могу раскрыться.

— На ваш взгляд, в какой стране сегодня классическая гитара наиболее популярна?

— Я был во многих странах с концертами, но боюсь ошибиться в своей оценке. Очень субъективно: в Латинской Америке. Я бы сравнил то, что происходило там относительно недавно (сейчас все уже по-другому — с развитием цифровых технологий и соцсетей), с ситуацией в России в XIX веке. Если вспомнить Россию той эпохи, то сразу представляется вечернее собрание, где люди дома играют на гитаре. Тогда инструментальная игра была очень распространена.

Во всем мире происходит бум классической гитары. В академическом плане мы воспринимаем классическую гитару как новый инструмент, хотя это и не совсем правильно

Фортепиано, скрипка — постоянно на слуху. Концерт же классической гитары, где также может звучать музыка Баха и Вивальди, — это до сих пор в новинку для обыкновенного слушателя. Наша большая важная задача — чтобы люди знали о существовании классической гитары.

— А как сейчас дела с этим в России?

— Гитара в России сейчас развивается стремительнее, чем где бы то ни было. Это связано с очень яркой школой молодых гитаристов. Некоторые из них уехали, но являются воспитанниками нашей классической гитарной школы. Концерты, фестивали — это те аспекты, которые позволяют сказать о том, что гитара в России — это одно из самых передовых движений в академическом мире.

— Традиционно самой престижной наградой в области музыки считается Grammy, в лонг-лист которой вы, кстати, попадали. А какие премии вы назвали бы самыми авторитетными?

— Скажу очень пафосно: основная награда — это публика, поклонники, люди, которые приходят на концерты, потому что в первую очередь мы играем для них. Но если говорить о конкретике, конечно, основная — Grammy. Это как музыкальный "Оскар". Есть еще несколько авторитетных наград, в частности Echo, премия журнала Gramophone. Но все они связаны с областью звукозаписи. Собственно исполнительская сторона — это концерты, выступления. Здесь я возвращаюсь к тому, что признание публики — это главное.

— Как я понимаю, конкурс имени Фраучи как раз про исполнительство?

— Да, это конкурс среди молодых исполнителей. Хотя мы не лимитируем возраст, но, как правило, участвуют музыканты плюс-минус определенных лет. Дальше, достигая уже карьерного роста, они перестают участвовать в конкурсах.

Я выиграл в своей карьере очень много конкурсов, и уже на последнем мне было сложно совмещать состязания со своей концертной деятельностью. Помню, как договаривался с организаторами, что сыграю на первом туре в Испании, потом мне надо было слетать в Питер на концерт с Владимиром Ивановичем Федосеевым, вернуться на второй тур, а затем выступить в Цюрихе. И это не единичная история. К тому же не все любят участвовать в конкурсах. Можно даже спорить: конкурсы — это хорошо или плохо?

— Где эта примерная возрастная планка для конкурса Фраучи?

— Она примерно единая для всех конкурсов, можно ориентироваться на самые известные: конкурсы Чайковского, Вана Клиберна, королевы Елизаветы в Бельгии. До 30–35 лет. В среднем это возраст между 20 и 25 годами. Сейчас, кстати, возраст снижается, победителями становятся очень молодые люди.

— Очень актуальна для всевозможных конкурсов и премий гендерная тема. Есть ли у вас участницы-девушки?

— Да, конечно. У нас в финалах всегда участвуют женщины-гитаристы.

Кстати, мы почти той же командой делаем в мае фестиваль GuitarMagFest. И вот следующий фестиваль посвящен только женщинам-гитаристам, приедут пять замечательных исполнительниц. Они ни в чем не уступают мужчинам.

Это стереотип, что гитара — это мужской инструмент

— К очным этапам конкурса в этом году допущены участники из 12 стран, не считая России. Жюри тоже международное. Будет ли конкурс действительно офлайн? Все ли смогут приехать в Москву? Все же пандемия, и действуют ограничения.

— Хочу сказать, что это самый представительный год за всю историю конкурса, несмотря на пандемию. Мне это очень приятно как новому художественному руководителю. Это как раз говорит о том, что гитара развивается и что наш конкурс ценится не только в России, но и за рубежом.

Мы надеемся, что все произойдет. Конкурс состоится в любом случае, вряд ли какие-то ограничения смогут этому помешать — это все-таки не концерты.

Провести международный конкурс в это время очень непросто, но мы получили все разрешения от правительства, ребята получили визы.

— Конкурс носит имя вашего учителя — Александра Камилловича Фраучи. Какую идею вы вкладываете в состязание?

— Александр Камиллович Фраучи был действительно выдающимся исполнителем и номером один в классической гитаре в нашей стране, создателем одной из самых ярких ветвей российской гитарной школы. Мы хотели, чтобы его имя жило. И сейчас мы видим, что "Фраучи" становится брендом и ассоциируется с классической гитарой. Мне это кажется очень важной идеей.

— Что для вас является главным критерием мастерства участников?

— Музыкальность, артистизм, технические возможности. Все, кто уже прошел во второй тур, обладают невероятными техническими возможностями и очень интересной музыкальной индивидуальностью. Критерии в любом случае субъективные. Решает жюри, в которое мы выбираем всегда самых ярких музыкантов. Они судят, исходя из собственного видения того, какой должна быть классическая гитара. Я бы назвал это "субъективной объективностью". Музыка — это вообще такая сфера, где противоположности уживаются (смеется).

— Заметила, что в составе жюри финала — Борис Андрианов. Если я не ошибаюсь, единственный не гитарист.

— Это наш выдающийся виолончелист. Он, конечно, хорошо знаком с гитарой как инструментом. Думаю, он даже может сыграть что-то. И все же как не гитарист, он не знает некоторых тонкостей, но в этом и фишка: интересно, что скажет человек, не являясь исполнителем на этом инструменте? Два года назад, на предыдущем конкурсе, мы уже опробовали этот метод, пригласив в жюри дирижера Фабио Мастранджело, и это оказалось очень интересным. Взгляд со стороны всегда свежее.

Думаю, мы эту практику продолжим. Может, когда-то и Денис Мацуев согласится прийти к нам на финал (смеется).

— Какие призы ждут победителя?

— Для победителя мы всегда проводили концертный тур по России. Сейчас это сложно гарантировать, поэтому мы даже не писали об этом в условиях. Но мы постараемся так или иначе поддержать победителя.

Недавно мы договорились с немецкой компанией Siccas Guitars, у которой есть своя студия и популярный канал на YouTube. Для победителей они сделают и опубликуют видео, что добавит известности и узнаваемости в мире.

Денежные призы тоже достаточно большие: первая премия — 900 тыс. рублей, плюс гитара японского мастера, которая тоже стоит немало. Всего у нас три премии.

— Вы ведь тоже примите участие в своего рода состязании — "Гранд-турнире" с коллегами Артемом Дервоедом и Петритом Чеку из Хорватии. Расскажите, что это будет?

— У нас будет состязательная подоплека, но все-таки это ближе к рыцарским турнирам, где даже не обязательно было драться. Вместо оружия — наши инструменты и музыка. Это будет действо, шоу.

У каждого музыканта есть своя специфика, и как раз на этом мероприятии мы увидим, как они по-разному играют музыку одного и того же стиля, создавая при этом более-менее полную картину барокко, романтизма или современной музыки

Нашим герольдом будет Артем Варгафтик, выступит оркестр "Русская филармония".

Наверное, подобный концерт можно сравнить с выступлением Трех теноров, но все-таки у нас своя концепция. Мы впервые это проводим. Возможно, такие турниры станут традицией.

— В этом году вы осваиваетесь в роли худрука. Может быть, к следующему конкурсу Фраучи, через два года, нас ждут какие-то перемены?

— "Фраучи" как бренд призван развивать нашу, российскую, школу, поэтому мы будем больше внимания уделять мастер-классам, может, фестивальная программа будет больше. Хочется использовать современные технологии в выступлениях, делать качественные трансляции. В мои задачи как художественного руководителя входит, чтобы конкурс постоянно подтверждал свой высокий статус. А он фактически в топ-5 классических гитарных конкурсов мира.

— Может быть, добавятся номинации? Или будет какая-то работа с композиторами?

— Я об этом думаю. Моя идея состоит в том, чтобы обращаться к известным композиторам, которые, может быть, даже не знакомы с классической гитарой, чтобы появлялись новые произведения для гитары с оркестром, сольной гитары, в камерном ансамбле… Это тоже связано с популяризацией инструмента. Возможно, будут премьеры в фестивальной программе или какие-то новые сочинения станут обязательными для конкурсантов.

Беседовала Анастасия Силкина