4 мая 2023, 06:00
Интервью
ШОС

Постпред РФ при Секретариате ШОС: наша организация открыта для всех заинтересованных стран

Наталья Степкина . Пресс-служба посольства РФ в Пекине
Наталья Степкина

В преддверии проходящей 4–5 мая встречи министров иностранных дел стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) советник-посланник посольства РФ, постоянный представитель России при Секретариате ШОС Наталья Степкина в интервью корреспонденту ТАСС в Пекине рассказала том, какие вопросы будут обсуждаться в ходе этой встречи, какие новые вызовы стоят сегодня перед организацией, а также можно ли сравнивать ШОС с другими межгосударственными объединениями и институтами.

— Какие вопросы будут обсуждаться на встрече министров иностранных дел стран — участниц ШОС? 

—  Встреча министров иностранных дел в индийском городе Панаджи 4–5 мая станет важным этапом в подготовке заседания Совета глав государств ШОС, которое состоится в Нью-Дели летом этого года. Министры рассмотрят ряд вопросов и документов, касающихся работы ШОС, которые потом будут вынесены на одобрение лидеров. Речь идет о первоочередных задачах по наращиванию практического взаимодействия в рамках организации и определению новых перспективных направлений сотрудничества, а также важных аспектах внутренней повестки ШОС, в том числе в части, касающейся расширения ее состава.

Министры обменяются мнениями по наиболее актуальным глобальным и региональным темам, прежде всего в области политики и безопасности, с акцентом на расширение возможностей организации в решении острых проблем современности.

Наше объединение не так давно отметило 20-летний юбилей. С момента его создания в мире произошли серьезные изменения, жизнь не стоит на месте, и любая структура должна развиваться, идти в ногу со временем. Так что вопросы совершенствования деятельности ШОС и ее механизмов также займут приоритетное место в дискуссиях министров.

— Как страны ШОС и Россия, в частности, относятся к дальнейшему расширению состава организации?

— Естественно, один из ключевых вопросов СМИД (Совет министров иностранных дел) — предстоящее расширение нашей организации. В ближайшей перспективе ожидается присоединение Ирана к клубу постоянных членов ШОС. В ряде государств-членов завершаются внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу соответствующего меморандума. Напомню, этот документ был подписан на прошлогоднем саммите в Самарканде. Россия уже прошла свою часть пути. Надеемся, что к предстоящему заседанию совета глав государств в Нью-Дели все необходимые формальности будут выполнены и наша шосовская семья пополнится новым членом.

Не менее важный момент — присоединение Белоруссии к ШОС. В сентябре прошлого года в Самарканде лидеры договорились о запуске процесса оформления членства этой страны в нашей организации. В самом же Минске принято политическое решение добиваться ускоренного вступления в организацию. Россия, как и другие государства — члены ШОС, поддерживает его в таком стремлении. При этом все должно осуществляться в соответствии с национальными законодательствами стран-участниц. Могу отметить, что даже в нынешнем статусе наблюдателя наши белорусские друзья очень энергично проявляют себя на шосовском направлении. Уверены, что в их лице все мы приобретем еще одного активного, надежного, добросовестного и заинтересованного партнера.

Кроме того, на завершающей стадии находится работа по предоставлению статуса диалогового партнера с Бахрейном, Кувейтом, Мальдивами, Мьянмой и Объединенными Арабскими Эмиратами

Есть также заявки от ряда других стран на присоединение к ШОС в том или ином качестве. А то, что количество желающих сотрудничать в рамках ШОС растет по восходящей, я думаю, лучше всего говорит о востребованности и эффективности организации, ее созидательной, конструктивной, отвечающей сегодняшним реалиям повестки дня. Новые участники, со своей стороны, усиливают потенциал ШОС и расширяют спектр возможностей для взаимовыгодной кооперации.

— Достаточно ли нынешних функций и полномочий секретариата для решения стоящих задач? Какие новые вызовы стоят перед ШОС?

— Мне особенно приятно, что поднят вопрос о секретариате, поскольку я являюсь постоянным представителем [России] при Секретариате ШОС и активно взаимодействую с работающими там коллегами.

Мое глубокое убеждение — какими бы ни были формальные полномочия и функции, многое зависит от людей, от того, насколько они хотят эффективно работать. Как говорится в русской пословице: "Не место красит человека, а человек — место". Могу сказать, что секретариат четко, добросовестно и инициативно выполняет свою работу, оказывает значительное содействие другим механизмам организации в решении их задач. В рамках общих дискуссий о совершенствовании деятельности ШОС мы, конечно, обсуждаем и вопрос о том, как нам улучшить работу секретариата, но это естественный процесс, ведь в жизни все меняется и всем необходимо адаптироваться к новым реалиям. В любом случае мы всегда видим поддержку и со стороны генерального секретаря Чжан Мина, и со стороны заместителей генсека, и от рядовых сотрудников. Коллеги с энтузиазмом помогают в реализации наших идей.

Из свежих примеров. Совсем недавно как раз на базе Секретариата ШОС была уже в седьмой раз организована интерактивная игра для школьников "Модель ШОС — 2023". Учащиеся старших классов школы при посольстве России в Китае сымитировали заседание национальных координаторов, обсуждали насущные вопросы деятельности организации, обкатывали навыки конструктивного диалога. По итогам они согласовали и приняли проект совместного заявления. Высказывались весьма интересные идеи, ребята проявили творческий подход. Работа с молодежью является очень важной составляющей деятельности ШОС.

Если говорить о вызовах, с которыми сегодня сталкивается ШОС, то мы живем не в вакууме и все мировые проблемы затрагивают и государства — члены ШОС. Это и глобальные геополитические потрясения, связанные прежде всего с фундаментальной перестройкой мирового порядка, и необходимость обеспечения экономического развития в этих условиях. Это и такие угрозы, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и подобные вызовы. Это вопросы укрепления продовольственной и энергетической безопасности, противодействия проблемам, связанным с изменением климата, и многие другие. Очевидно, что роль и востребованность ШОС как важного игрока в деле поддержания стабильности и безопасности в Евразии только возрастает. Поэтому наша организация стремится расширять повестку дня, искать новые направления и формы сотрудничества, активизировать практическое взаимодействие.

В период текущего индийского председательства (с сентября 2022 года) уже состоялись совещания министров обороны, спорта, транспорта, энергетики, министров финансов и председателей национальных банков, руководителей министерств и ведомств, отвечающих за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, руководителей туристских администраций, встреча секретарей советов безопасности государств — членов ШОС. Запланирован еще ряд встреч министерского уровня, не говоря уже об экспертных заседаниях, которых было организовано порядка 70. Обширный календарь мероприятий, насыщенную повестку работы готовит и предстоящее казахстанское председательство.

— Учитывая, что в ШОС входит, образно говоря, половина земного шара, может ли ШОС превратиться в подобие ООН, особенно учитывая проблемы, связанные с пребыванием всемирной организации в Нью-Йорке?

— У каждой организации есть своя сфера работы. ШОС никогда не ставила цели подменить ООН, хотя деятельность и философия нашей организации приобретают все большую привлекательность для многих государств мира, она уже превратилась в один из ключевых полюсов многостороннего взаимодействия. Российская Федерация всегда выступала за укрепление основ всемирной организации, поддержание ее роли в международных делах. Сейчас как никогда необходимо защищать и оберегать ООН, противостоять привнесению на эту площадку конфронтационной и деструктивной повестки, сохранить ее как формат для честных дискуссий по поиску баланса интересов всех государств-членов.

У ШОС свои задачи, реализация которых, несомненно, дополняет позитивное взаимодействие в рамках ООН. Между ШОС и ООН выстраиваются активные связи. Подписаны декларация о сотрудничестве между секретариатами двух организаций, меморандумы о взаимопонимании с УНП ООН, ЭСКАТО, ФАО, ЮНЕСКО и рядом других структур системы ООН. Еще несколько проектов документов находятся в работе. ШОС имеет статус наблюдателя при ООН. На регулярной основе раз в два года принимаются резолюции о сотрудничестве между ШОС и ООН, проводятся совместные мероприятия. В марте в Вене вместе с УНП ООН была организована очередная встреча высокого уровня на тему: "ООН и ШОС против наркотиков: усиление практического сотрудничества", в ближайшей перспективе — совместное мероприятие ЭСКАТО — ШОС по тематике трансформации продовольственных систем.

Уверены, что сотрудничество двух организацией останется важным фактором поддержания стабильности и развития не только на евразийском пространстве, но и во всем мире.

— ШОС одной из своих важнейших задач считает поддержание региональной безопасности. Поддерживает ли в этой связи ШОС контакты с НАТО?

— Весьма странно говорить о связях между двумя организациями, одна из которых объявила отдельных членов другой "непосредственной угрозой" и "долгосрочным стратегическим вызовом".

Постоянно наблюдаем попытки провести параллели между ШОС и НАТО. Это в корне неверно. ШОС не является военно-политическим блоком, открыта для всех заинтересованных государств и не направлена против третьих стран

Ее повестка ориентирована на созидательное, взаимовыгодное, равноправное сотрудничество, поиск совместных решений в интересах каждого. Североатлантический альянс — это эксклюзивное блоковое объединение, нацеленное на сдерживание и противостояние, со ставкой на силу, разделение на зоны влияния, подавление инакомыслия, отказ от национальных интересов.

Да, ШОС открыта к взаимодействию с другими государствами и многосторонними структурами. Сегодня ШОС активно развивает отношения со многими международными организациями и форумами, в ряду которых особое место занимают ООН, ОДКБ, СНГ, ЕАЭС и АСЕАН. И продолжает расширять круг своих единомышленников, которые заинтересованы в углублении взаимодействия в интересах поддержания надежной безопасности, обеспечения стабильного экономического роста и развития гуманитарных связей в Евразии. Очевидно, что НАТО к таковым не относится.