Павел Буяновский: строить Восточный было сложно, особенно первое время

Заместитель начальника Дальспецстроя по строительству объектов специального назначения рассказал в интервью ТАСС, как начиналось строительство космодрома и с какими проблемами столкнулись строители

27 апреля состоится первый запуск с нового космодрома Восточный ракеты-носитель "Союз-2.1а". Как начиналось строительство космодрома, с какими проблемами столкнулись строители и какие у них отношения с заказчиком рассказал в интервью ТАСС заместитель начальника Дальспецстроя по строительству объектов специального назначения Павел Буяновский.

– Павел Яковлевич, как шло и идет строительство Восточного?

– Строительство космодрома Восточный развернулось в 2012 году. Сегодня, накануне первого пуска ракеты-носителя, можно сказать, что это были очень напряженные годы. Да, было сложно. Особенно в первое время. Строительство разворачивалось в глухой тайге, в суровом климате. Здесь собрались люди, душой болеющие за дело. Многие из них еще вчера носили погоны, служили в Спецстрое России, участвовали в строительстве сложнейших специальных объектов. Многие из тех первых строителей и сегодня трудятся на объектах космодрома и могут видеть результаты своего труда.

Проблем хватало. Были сложности с проектно-сметной документацией, в пиковые периоды строительных работ потребовалась мобилизация большого количества рабочих, необходимо было решать задачи замещения импортного оборудования отечественными аналогами… Но все проблемы решались. На сегодняшний день мы завершили общестроительные работы на объектах космодрома Восточный, задействованных в пуске ракеты-носителя. Но с первым пуском строительные работы не останавливаются. Они продолжаются на объектах, не участвующих в первом запуске: это комплекс хранения компонентов ракетного топлива, метеорологический комплекс, комплекс по переработке строительных отходов и ТБО, вторая очередь промышленной строительно-эксплуатационной базы, строительство объектов жилищного фонда. Кроме того, идет благоустройство и озеленение территорий. 

– Какие были этапы строительства?

– Основные этапы строительства на Восточном были, как и на любом объекте. Первый – это стадия "П", то есть стадия проектирования, затем подготовительный, основной и завершающий этапы.

Решение строить космодром на месте дислокации ракетной дивизии было правильным

Мне довелось поработать на всех этапах. Впервые в Углегорск я приехал в 2006году, в составе рабочей группы, которая выбирала место для строительства нового космодрома. Нам пришлось проанализировать массу различных показателей, прежде чем отдать предпочтение той или иной территории. Сейчас я могу сказать, что решение строить космодром на месте дислокации ракетной дивизии, а затем космодрома Свободный было правильным - здесь была пусть и небольшая, но инфраструктура: мы смогли разместить людей, принимать грузы, складировать; объекты строительства расположены в непосредственной близости от федеральной автомобильной дороги, а также Транссибирской железнодорожной магистрали.

Если говорить о том, как строился космодром, то можно сказать, что мы начали работы практически без проектной документации, без разрешения на строительство, его на тот момент не было у заказчика. Но, понимая, как этот объект важен для страны, мы зашли сюда в конце 2011 года. Выпилили лес и приступили к земляным работам, созданию временных дорог, площадок под строительство, очистке. 

Дальспецстрою пришлось начинать работы за счет собственных средств

На тот момент финансирование строительства составляло всего 125 млн рублей, поэтому Дальспецстрою пришлось начинать работы за счет собственных средств.

2012 год начался с расквартирования сотрудников Дальспецстроя, подготовки мест для обслуживания и ремонта техники. Понимая, что необходимо создать условия для размещения персонала, мы взяли в аренду брошенные казармы, а также столовую расформированной войсковой части, провели реконструкцию зданий, тем самым создав комфортные места для проживания и питания строителей.

Трудным был 2012 год: проектная документация поступала очень медленно, финансирование было неритмичным. Но, несмотря на трудности, нам удалось организовать создание промышленной строительно-эксплуатационной базы, подготовить котлованы и начать бетонирование стартового сооружения, начать работы на техническом комплексе – выполнить устройство фундаментов монтажно-испытательных корпусов.

"Глаза боятся, а руки делают", справились и с погодой

В 2013 году стали получать документацию, заказчик увеличил финансирование. У нас появилась возможность нарастить группировку сил и средств. Но погода добавила трудностей.

Летом 2013 года на территории Амурской области было объявлено чрезвычайное положение из-за непрекращающихся муссонных ливней. Вода размывала строящиеся дороги, котлованы. Наиболее тяжелая обстановка сложилась на стартовом сооружении. В котлован глубиной более 30 метров постоянно стекала дождевая вода, на дне она поднималась до отметки 1,5 метра. Круглосуточно работали помпы, насосы. Вручную приходилось очищать места для проведения работ от намытого песка. Как говорится, "глаза боятся, а руки делают", справились и с погодой. В 2013 году мы завершили все земляные работы, все дороги пробили, котлованы.

Это позволило в 2014 году выполнить "подземные работы", а в 2015 приступить к спецработам. Осенью на все объекты было подано тепло, вода, космодром начал функционировать самостоятельно, имея постоянные источники электро-, тепло- и водоснабжения.

– Какие были самые важные этапы строительства?

– Основная загрузка легла на 2014-2015 годы, в этот период выполнена большая часть работы. В этот период на Восточный были мобилизовали силы почти всех предприятий Спецстроя России, многие из них заменили силы субподрядных организаций, которые по тем или иным причинам не выполняли своих обязательств. Сюда пришли строители, возводившие космодром Плесецк, заводы по уничтожению химоружия, военную гавань в Новороссийске, другие специальные объекты.

Самый важный объект – это стартовое сооружение. Применялись особые материалы и технологии. Густое армирование, для усиления прочности которого использовалось муфтовое соединение стержней. Для выполнения бетонирования огневого кольца нам пришлось установить силовые леса высотой около 20 метров, они выдержали вес более 200 тонн. Особо хочется отметить процесс бетонирования в зимний период, морозы на участке строительства опускались до -50 градусов.

– Какие проблемы были при строительстве?

– Самая главная проблема – это несвоевременная выдача документации, которая поступала не только с огромным опозданием, но еще и хаотично. Например, мы могла получить документацию на "верх" сооружения, при этом отсутствовала документация на фундаменты. Внесение изменений в рабочую документацию – это вторая проблема, особенно в период проведения специальных видов работ. Мы уже выполним работы, а от проектировщика приходит документ, в соответствии с которым мы должны переделывать. В конце 2014 года мы получили основной объем проектно-сметной документации, и работа пошла ускоренными темпами.

– Какие взаимоотношения были и сейчас с Роскосмосом?

– Отношения рабочие. Все проблемы решаются в конструктивном взаимодействии.

– Что сейчас с зарплатой?

– Были проблемы с недобросовестными субподрядчиками, которые получали авансы, тратили непонятно куда, не выполняли требуемых объемов работ. Как я уже сказал, приходилось замещать их собственными силами. Сегодня Дальспецстроем ведется большая претензионная работа.  До сих пор пытаемся взыскать средства с недобросовестных субподрядчиков через суд. 

– Какие ощущения накануне первого пуска? 

– Конечно, волнение. Удовлетворение и гордость. Все, что мы сегодня видим, а это грандиозные масштабные объекты, создано руками наших строителей. 

Беседовал Алексей Песляк