Григорий Локшин: саммит Россия - АСЕАН может стать символом "разворота" России на Восток

Григорий Локшин. Институт Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН)
Григорий Локшин

Ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН в интервью ТАСС рассказал о важных направлениях сотрудничества, существующих сложностях и перспективах отношений России и АСЕАН

Ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН, заместитель председателя Общества российско-вьетнамской дружбы Григорий Локшин в преддверии саммита России и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), который пройдет в Сочи 19-20 мая, рассказал о текущем состоянии отношений РФ с государствами АСЕАН, важных направлениях сотрудничества, существующих сложностях и перспективах отношений России и АСЕАН.

- Почему саммиту в Сочи придается такое большое значение?

- АСЕАН сегодня – это одна из наиболее успешных региональных организаций, объединившая все 10 динамично развивающихся государств Юго-Восточной Азии с населением 620 миллионов человек, объемом торговли в $1,5 триллиона и ежегодным ВВП в $2,5 триллиона. За полвека своего существования это объединение весьма разных по уровню экономического развития и политического устройства государств накопило уникальный опыт международных отношений, основанный на терпеливом поиске согласия и невмешательстве во внутренние дела друг друга. Он получил название "метод АСЕАН". Этот испытанный метод в современных условиях не имеет разумной альтернативы и потому заслуживает активной поддержки с нашей стороны тоже.

Важность саммита состоит в том, что он – первый такой саммит, проводимый в России. Он приурочен к 20-летнему юбилею наших отношений диалогового партнерства с АСЕАН, которое означает активное участие России в различных форумах этой ассоциации и регулярные контакты на разных уровнях.  Наш президент вновь встретится с лидерами государств-участников АСЕАН и сможет обсудить с ними лично важнейшие вопросы, накопившиеся в отношениях наших стран и в мире вообще.

Важно иметь в виду, что Россия – страна тихоокеанская, у нас самое длинное побережье в этом регионе. Большая часть страны находится в Азии, наши важнейшие интересы связаны с этим регионом – и политические, и военно-стратегические, и экономические. Мы не меньше, чем все другие страны этого региона, заинтересованы в том, чтобы в нем царили мир, стабильность и процветание.

Саммит в Сочи также является существенным событием в стратегии развития России и в том, что касается нашего полномасштабного "разворота на Восток". В этом деле пока есть некоторые успехи только в отношениях с Китаем, и то, к сожалению, нельзя сказать, что все наши начинания удалось довести до конца. Сотрудничество с Японией и Кореей находится в значительной степени в стагнирующем состоянии.  Тем большее значение приобретают торгово-экономические связи и полновесное сотрудничество со странами АСЕАН. Мне кажется, что этот саммит полностью отвечает интересам России, интересам нашего народа и экономики.

- Насколько сотрудничество РФ и АСЕАН эффективно в данный момент? Что можно было бы сделать для активизации сотрудничества нашей страны с этой ассоциацией?

- Отношения с АСЕАН строятся на благоприятном для нас фоне, у нас есть большие преимущества по сравнению со всеми соседями АСЕАН. У нас есть то, что в политике называется "мягкой силой", включающей в себя доброе имя и репутацию. Мы никогда ни с кем из них не воевали, никогда им ничего не навязывали и не вмешивались в их внутренние дела. Наоборот, мы решающим образом помогли целому ряду стран региона в их национально-освободительной борьбе, и это пока еще сохраняется в памяти людей.

Россия является постоянным членом Совбеза ООН с правом вето, мы - мощная и великая держава. У нас огромный военный потенциал, и без нашего участия все трудные проблемы региона решать будет гораздо сложнее, чего страны АСЕАН не могут не учитывать. И им, и нам нужно, чтобы в этой части АТР были мир, безопасность и стабильность.

АСЕАН - часть Тихоокеанского бассейна, через который проходят наши важнейшие коммуникации. Она совсем не так далеко от наших дальневосточных границ и потому важна для обеспечения нашей безопасности. Регион важен для нас и как экономический партнер, так как перед нами стоит неотложная и жизненно важная задача поднять социально-экономический уровень наших регионов Сибири и Дальнего Востока. Регион важен для наших крупных корпораций, заинтересованных во внешней экспансии. Нам необходимы инвестиции в строительство предприятий и развитие экономики наших сибирских и дальневосточных районов, а им нужна мощная, развитая Россия, которая способна сыграть свою существенную роль в решении проблем региона. Страны АСЕАН строят свою политику на принципах хеджирования рисков: так, риск отношений с Китаем они пытаются уравновесить отношениями с США, Японией, Индией. На Россию они смотрят как на дополнительную возможность уравновесить их отношения с другими державами.

Центральная политическая проблема АСЕАН - территориальный спор Китая с рядом прибрежных стран Южно-Китайского моря из-за островов и всей акватории этого моря. Вопрос Южно-Китайского моря может быть поднят и на саммите в Сочи, хотя Россия в этих спорах не участвует и не собирается этого делать. Для некоторых стран региона этот вопрос исключительно важен как с точки зрения безопасности, так и ресурсов развития. Во-первых, это значительные запасы нефти и газа, уже открытые и ещё предполагаемые, а во-вторых, рыба, рыбопродукты и другие биоресурсы, которые жизненно важны для продовольственной безопасности этих стран. Безусловно, этот сложный вопрос, уходящий корнями глубоко в историю и международное право, решить непросто, тем более, когда в него активно вмешиваются третьи силы.

Россия давно заняла четкую позицию по этой проблеме. Мы всегда выступали за то, чтобы все споры в Южно-Китайском море решались самими заинтересованными сторонами путем переговоров, без применения силы и на основе норм международного права, прежде всего, на базе Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Эта позиция неизменно пользуется пониманием и одобрением всех стран АСЕАН.

В последнее время появился ряд заявлений о том, что наша позиция начала якобы меняться в сторону большей поддержки китайской политики в этом регионе. На мой взгляд, для таких спекуляций серьезных оснований нет. Действия Китая в ЮКМ со стороны России никакой поддержки не встречают, что нередко вызывает определенное недовольство в Пекине, однако этот же фактор служит подтверждением независимости и самостоятельности российской политики. Более того, это свидетельствует в пользу того, что отношения стратегического партнерства, которые связывают Россию и с Китаем, и с Вьетнамом не являются военным союзом. Поддерживая и развивая партнерство во многих сферах, стороны имеют собственные интересы, которые не обязательно совпадают.

 - Каковы же главные препятствия на пути сотрудничества России и АСЕАН?

- К сожалению, мы все еще очень слабо представлены в АСЕАН экономически. Объемы торговли и инвестиций пока незначительны и очень далеки от потенциальных возможностей сторон. Отставание от других партнеров АСЕАН очень велико. Основные статьи нашего экспорта - сырая нефть и нефтепродукты, металлы, удобрения. То есть, речь идет о продукции с низкой добавленной стоимостью. Исключение составляет пока в основном только военно-техническое сотрудничество с некоторыми странами АСЕАН.  К сожалению, мала доля машиностроения и высокотехнологичной продукции.

Еще одним аспектом проблемы является некая зашоренность и, я бы сказал, провинциальность нашей бизнес-элиты. Она не знает и, увы, не желает знать, что происходит в странах АСЕАН, да и не очень интересуется, где и как в этом регионе можно хорошо заработать. С другой стороны, у предпринимателей из стран АСЕАН тоже нет уверенности в том, что, вложив деньги в какие-то проекты в России, они смогут извлечь из этих проектов прибыль, что эти вложения будут как-то обеспечены и гарантированы. Они всё ещё не очень доверяют нам на фоне многочисленных финансовых скандалов. Привлечь иностранный капитал и технологии можно лишь решительными мерами по созданию благоприятного инвестиционного климата в Сибири и на Дальнем Востоке.

На саммите в Сочи будут обсуждаться три основные темы. Это вопросы региональной интеграции, энергетического сотрудничества и сотрудничества в сфере инноваций и информационно-коммуникационных технологий.

По вопросу интеграции в регионе ожидается развернутая дискуссия. С инициативой о более широком взаимодействии выступил еще в декабре прошлого года в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ президент Владимир Путин. Именно он поднял вопрос о формировании единого экономического пространства между странами ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. Пока детали этого проекта обсуждались с заинтересованными странами, они оставались для широкой общественности не известными. Саммит в Сочи, видимо, внесет больше ясности в этот долгосрочный проект.

Можно предположить и обсуждение на предстоящем саммите совместного участия России и стран АСЕАН в китайском проекте "Шелкового пути", который важен для государств-членов АСЕАН и для нас тоже. Мы все являемся участниками Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Ожидается, что его первые кредиты уже скоро пойдут на создание разветвленных систем газопроводов и электросетей в регионе. Если это будет реализовано, то произойдет такое углубление экономической взаимозависимости государств региона, которое исключит возможность военных конфликтов, а в перспективе способно облегчить и достижение приемлемого для всех решения многих спорных проблем. Если нам удастся в эту систему войти, то это будет выгодным и для нас, и для АСЕАН, и для КНР.

Для участия в мероприятиях саммита приглашены сотни представителей деловых кругов России и государств-участников АСЕАН, ожидается, что будут обсуждаться вопросы, связанные с заключением соглашения о свободной торговле с некоторыми из участников Ассоциации. Чаще всего среди них упоминаются Сингапур и Лаос.

- Каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные направления сотрудничества со странами-участницами АСЕАН, в том числе на двусторонней основе?

- Надо сказать, что сотрудничество на многосторонней основе у нас не очень получается. Мы пока не научились извлекать выгоды из такого сотрудничества с региональными организациями – такими, как АТЭС (страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) или АСЕАН. Государства АСЕАН очень разные по уровню экономического развития и нащупать что-то общее трудно. На национальном уровне проектов сотрудничества гораздо больше. Прежде всего, это Вьетнам, с которым имеются давние связи в самых разных областях. Но к нему можно добавить Индонезию, Малайзию, Таиланд и особенно Сингапур, с которым действуют несколько десятков соглашений о сотрудничестве в области нанотехнологий и в других высокотехнологичных отраслях.

- Что в перспективе может осложнить взаимодействие нашей страны с Ассоциацией? Как этого избежать?

- Серьезными препятствиями являются недостаток информации для деловых кругов об особенностях экономики этих стран, незнание условий рынка, недостаток привлекательных проектов для выгодных прямых иностранных инвестиций. Осложняет работу отсутствие экспертного сопровождения нашего бизнеса в этих странах. Можно также констатировать фактический разрыв связей по линии неправительственных организаций, которые в прошлом позволяли поддерживать контакты с влиятельными политическими и общественными деятелями, лидерами общественного мнения этих стран.

- Какие выгоды в будущем может получить Россия от развития сотрудничества с АСЕАН?

- Интеграция по линии ЕАЭС-ШОС-АСЕАН, безусловно, перспективна, но реально это возможно лишь в отдаленном будущем. Пока есть только шанс "застолбить" свое место в инфраструктурных проектах по программам АБИИ, о чем я уже упоминал. Это очень серьезные проекты. Они открывают возможность для участия в строительстве новой инфраструктуры Евразии, а это действительно грандиозный план, рассчитанный не на одно десятилетие. 

Сейчас непосредственное значение имеет формирование диалога по энергетическому сотрудничеству. Все страны региона – нетто-импортеры нефти или нефтепродуктов. Несмотря на наличие у некоторых собственной нефти, они получают от нас готовые нефтепродукты. Следует также отметить, что 30-летний опыт освоения нашими компаниями месторождений нефти на шельфе Вьетнама показал, что мы умеем делать это хорошо. Но сотрудничество в энергетической отрасли не сводится исключительно к добыче и поставкам энергоресурсов. Мы построили немало гидро- и теплоэлектростанций, прежде всего, во Вьетнаме. Кроме того, у нас есть богатый и успешный опыт строительства систем электропередач, то есть мы решаем задачи комплексно - от производства генерирующих мощностей до доставки электроэнергии конечному потребителю. Нельзя не отметить перспективы развития сотрудничества в такой высокотехнологичной области, как атомная энергетика. Партнеры по АСЕАН проявляют к этой отрасли растущий интерес. Во Вьетнаме готовится строительство первой АЭС в этом регионе.

Существует интерес с обеих сторон к развитию агропромышленного сотрудничества. Для стран АСЕАН такое сотрудничество – шаг по пути обеспечения продовольственной безопасности. А у нас на Дальнем Востоке есть регионы, которые вполне способны реализовать крупные и эффективные сельскохозяйственные проекты с иностранными инвестициями и без какой-либо угрозы утраты суверенитета.

В области инновационного сотрудничества страны АСЕАН даже больше ждут от нас, чем мы от них. Ассоциация проявляет интерес к сотрудничеству с нами в области космических исследований и средств связи. Первые запуски спутников связи, например, для Малайзии, уже были успешно проведены. Взаимный интерес представляют медицина и фармакология. Мы также можем предлагать самый широкий спектр образовательных услуг, который востребован в регионе.

Беседовал Евгений Коломеец