6 июня 2016, 10:00
Интервью

Александр Козлов: шоколад у китайцев невкусный​, они подсели на наши продукты

Пресс-служба правительства Амурской области

Губернатор Амурской области − о том, как выйти из кризиса за 866 млрд рублей, почему китайцы подсели на русские продукты и ради чего стоит переезжать в Благовещенск

В Приамурье идет "стройка века": Роскосмос принимает космодром Восточный, Русгидро заканчивает работы на Нижне-Бурейской ГЭС, "Газпром" и СИБУР планируют развернуть здесь свои перерабатывающие мощности, а на границе с Китаем проектируют мост через Амур. Глава Амурской области Александр Козлов рассказал DV, как китайцы подсели на русские продукты, зачем переезжать в Благовещенск и как убедить промышленников инвестировать в регион в кризис.

Территории опережающего развития Приамурья планируют привлечь инвестиции на 866 млрд рублей. В область приходит колесо индустриализации, говорит глава региона Александр Козлов. По его словам, Амурская область без этих проектов была бы в глубокой депрессии. Он считает, что главная задача − сохранить область без потрясений до того момента, когда заработают крупные производства и пойдут налоговые поступления.

ДОСЬЕ

Самый молодой губернатор: как развивалась карьера Александра Козлова

35-летний Козлов пришел в политику из угольной промышленности. Во время учебы в Москве, куда он приехал из Южно-Сахалинска, Козлов устроился юрисконсультом в "Дальвостуголь". На тот момент ему было 19 лет. Через четыре года возглавил филиал "Росугля" в Ростовской области, а еще через два − переведен на пост гендиректора "Амурского угля" в приамурском Райчихинске. Предприятие было градообразующим, поэтому Козлов тесно работал с администрацией области и вскоре получил приглашение стать министром ЖКХ региона. Через три года работы министром и жизни в двухкомнатной квартире, которую он взял на 15 лет в ипотеку, Козлова назначили и. о. мэра Благовещенска. А спустя полтора года, в сентябре 2015-го, он стал самым молодым губернатором России.

Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев оптимизма губернатора не разделяет. Он раскритиковал низкие позиции регионов Дальнего Востока в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. "Самое плохое положение у Амурской области − 73, ниже почти некуда падать", − сказал Трутнев по итогам апрельского совета с главами регионов в Петропавловске-Камчатском. Темп снижения реальных доходов населения за последний год достиг 13% − это самый резкий спад по Дальнему Востоку. Судя по всему, крупные проекты в Приамурье сталкиваются со сложными социально-экономическими реалиями.

Козлов считает, что глава региона должен опираться на крупные предприятия и поддерживать сельское хозяйство. Правда, сам пока не планирует брать один гектар в пользование. По словам губернатора, его основная задача − это "решение проблем на местах". Он часто отправляется в рабочие поездки по области, чтобы оценить масштабы проблем, и не боится судиться с федеральными структурами из-за разбитых дорог. "Правда же на нашей стороне", − говорит он. 

 В регионе построили космодром Восточный, его уже успели назвать "стройкой века". Какие в связи с этим инфраструктурные проекты появились в области? 

− Что такое космодром Восточный? Это космическая гавань всей страны. Теперь Амурская область и космос неразрывно связаны. Сегодня мы наблюдаем только первую очередь строительства. Вопрос о последующих очередях находится на рассмотрении председателя правительства, проходит утверждение программы на 2016−2025 годы. Она включает в себя строительство пусков под большие пилотируемые корабли и программу "Луна" в 2029 году. В области возводится город Циолковский. Строительством нового города в регионе не каждый губернатор может похвастаться.

Мы наблюдаем развитие интеллектуальной собственности − факультетов в университетах, появляются рабочие профессии и даже специализированные школьные классы. Ну и самое главное, к нам приезжают люди с новым интеллектом. Из Самары, из Москвы. В том числе и студенты, которые посвятили себя космосу. Это другой уровень людей − высокоинтеллектуальный, это инженеры. И эти люди дадут нам то, чего сегодня так не хватает, − развитие Дальнего Востока.

 Как вы боретесь с нелегальной торговлей на китайской границе? Ловят ли на таможне "челноков" или "челночный бизнес" выгоден для региона? 

− А что с ней бороться? Сейчас это уже все цивилизованно. У них есть по закону право на 200 кг в день мимо грузовой таможни. С другой стороны, это же экономика наша, китайцы же у нас деньги оставляют, а у них торговые центры пустые. Они сегодня думают, что делать. У них же такая же приграничная территория. Раньше наш человек туда ехал, все скупал, теперь они (китайцы − прим. ред.) оставляют в наших магазинах выручку. Подсели на наши продукты. У нас молочка настоящая, сухого молока нет. Парфюмерию, оптику они от нас тоже вывозят. Есть кондитерская фабрика "Зея" − они везут ее кондитерку, шоколад у китайцев невкусный. Алтайскую муку и ту вывозят.

 По данным министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, в прошлом году поток туристов из Китая в Благовещенск увеличился в два раза и достиг 537 400 человек в год. Что делается в регионе для привлечения иностранных туристов? 

− Мы третьи в стране по количеству китайских туристов. Первая − Москва, потом − Владивосток, потом − мы. Китайский турист − он особый. Здесь нужно понимать логистику и развивать ее. Китаец должен посетить нас и полететь на Камчатку, на Сахалин, во Владивосток. Амурская область должна быть неким транзитом: турист приехал, переночевал, посмотрел, захотел − слетал на вулканы, вернулся, билеты купил здесь. Поэтому мы начали с первого − с фасада, моста между Благовещенском и Хэйхэ. Как только у нас появится нормальный таможенный переход, где можно проехать на машине, то все это уже немного другие границы раскроет. Сейчас в Китае принимаются решения, что до 2018 года каждый южный китаец должен посетить северные территории. Мы ждем порядка миллиона туристов в год.

 Когда будет проведена реконструкция аэропорта в Благовещенске? Почему к вам не летает "Аэрофлот"? 

− Вопрос реконструкции аэропорта стоит очень остро, потому что наша взлетная полоса не дает возможности принимать новые современные суда. Раньше "Трансаэро" могли принимать, у них было девять судов. Сегодня вынуждены пользоваться не сильно достойными компаниями. Мы хотели бы себе "Аэрофлот" − он нам здесь нужен. Все проекты, которые развиваются в области, подтолкнут Росавиацию, люди сюда поедут, мы добьем этот вопрос.

 Вы часто говорите о том, что любите путешествовать по Амурской области и работать на местах. Куда поехать туристу в Амурской области? 

− Можно будет посмотреть космодром, второй момент − у нас есть гидроэлектростанции, туристам это интересно. Сам Благовещенск можно назвать туристическим маршрутом. Архитектура позволяет, так сказать. Албазино в Сковородинском районе − знаменитое место, где жили первые казаки; природные наши заповедники − Муравьевский парк, где аисты гнездятся; тигров в Архаринском районе можно увидеть. Рыбалка у нас шикарная. Есть чем себя увлечь.

 Что вы думаете о переселении на Дальний Восток? Сможет ли Благовещенск стать привлекательным для переселенцев? 

− Амурская область с позиции работы и возможностей удобна. Тут нет пробок, экология хорошая. Конечно, нельзя сравнить с Петербургом или Москвой, все-таки это столицы. Глупо будет сравнивать Благовещенск с Нью-Йорком. Но в плане приехать поработать − у нас комфортно, экологически чистые продукты. Но все зависит от того, чего хочет человек.

 

Полный текст интервью читайте на портале DV.land