В Москве 10 декабря пройдет заседание франко-российского Совета по экономическому, финансовому и торговому сотрудничеству (CEFIC). Перед началом этой встречи на вопросы ТАСС ответил министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр, возглавляющий французскую часть совета.
— Как вы оцениваете обмены между нашими странами и итоги заканчивающегося 2019 года? Каков текущий товарооборот между нашими странами?
— Я очень рад, что приехал в Москву, город, который я хорошо знаю с начала моей дипломатической карьеры. Мой визит вписывается в контекст обновления отношений между Россией и Францией, импульс которому придал президент Эмманюэль Макрон. Россия — великая цивилизация, наши история и культура тесно связаны, у нас много общих интересов, на основе которых мы хотим строить доверительные отношения.
С коммерческой точки зрения наши отношения важны, потому что экспортные поставки Франции в Россию составили 4,1 млрд евро, а России во Францию — 6,7 млрд евро (данные первых трех кварталов). Французские предприятия являются лидерами иностранных работодателей России, обеспечивая 160 тыс. рабочих мест.
У нас уже существует тесный диалог с Россией в экономической области. В этом году проводится 25-е заседание франко-российского Совета по экономическому, финансовому, промышленному и торговому сотрудничеству (CEFIC), которое предоставляет возможность деловому сообществу и политическим руководителям наших стран регулярно обмениваться мнениями. Это важно для расширения наших экономических контактов.
На основе этой прочной базы мы стремимся придать новый импульс франко-российским экономическим отношениям.
— Какие области экономического сотрудничества между нашими странами вы считаете наиболее важными для будущего?
— Я думаю, в частности, о климатическом вызове. Мы были рады, что Россия примкнула к странам, которые взяли на себя обязательства по реализации Парижского соглашения, ответ на климатический вызов может быть найден только при совместных усилиях. Франция обладает опытом и технологиями мировых лидеров в области охраны окружающей среды, я имею в виду, в частности, переработку воды и повышение энергетической эффективности промышленности. Наши предприятия могут многое привнести в эти отрасли российской экономики. В ходе предыдущего заседания CEFIC российские и французские руководители обсудили этот вопрос. В этом году в посольстве Франции прошел обмен мнениями по проблематике "зеленой" экономики. Это важный рычаг для переориентации экономики и противодействия климатическому вызову.
Был создан специальный франко-российский комитет руководителей предприятий по этим вопросам, он собирался накануне CEFIC.
И наконец, в связи с национальными проектами, о которых объявил президент Российской Федерации, важная сфера развития нашего сотрудничества связана со здравоохранением, в частности с медициной для людей пожилого возраста. Проекты сотрудничества в этой области, скорее всего, будут объявлены в течение этой недели.
— Как, на ваш взгляд, можно было бы активизировать торговые отношения с Россией?
— Именно это — цель моего визита и проведения совместно с моим коллегой Максимом Орешкиным заседания CEFIC, совместного определения задач и способов развития наших двусторонних отношений, коммерческих и также инвестиционных проектов. CEFIC — это возможность ускорения реализации текущих проектов, запуска новых проектов и изучения запросов и возможных трудностей наших предприятий для оказания конкретной поддержки.
Мне бы хотелось также оказать дополнительную поддержку средним и малым французским предприятиям в развитии их деятельности в России.
— США пригрозили санкциями компаниям, участвующим в прокладке трубопровода "Северный поток — 2". Какова позиция Франции, принимая во внимание участие в данном проекте французской компании Engie?
— Франция продолжает защищать объективное применение правовых норм Европейского союза в отношении проекта "Северный поток — 2" как с точки зрения его преимуществ для всего Европейского союза, так и для интересов компании Engie, акционером которой является государство.
Франция принципиально выступает против любых экстратерриториальных мер, и не только в рамках этого исключительного проекта, она сообщала об этом американскому руководству.
— США призвали европейские страны покупать американский сжиженный газ. Какова реакция Франции?
— Европейские предприятия этого сектора должны самостоятельно выбрать источники поставок.
— Париж был источником вдохновения для проекта Большой Москвы. Как вы оцениваете нынешний этап этого сотрудничества?
— Когда я вижу, как успешно развивается Москва, я горжусь, что проект "Большой Париж" вдохновил проект "Большая Москва"! Я рад этому сотрудничеству между нашими странами.
В июле 2019 года мэр Москвы и Совет метрополии Большого Парижа подписали Хартию сотрудничества между Большим Парижем и Большой Москвой. Это соглашение дает возможность взаимообмена полезными навыками и опытом.
Вопросы защиты окружающей среды городов представляют большой интерес для нашего двустороннего сотрудничества, и в ближайшее время будут объявлены проекты в этой области — например, связанные с переработкой отходов после строительства линий метрополитена Большой Москвы.
Беседовали Дмитрий Горохов и Петр Ларионов