Прогулка над бездной: 50 лет назад человек шагнул в космическое пространство

18 марта 2015, 7:00 UTC+3

18 марта 1965 года первый в истории выход в открытый космос совершил советский космонавт Алексей Леонов

Пропустить рекламу
{{$root.cfg.modules.slider.galleryTable_1831539.stepNow *12 +1}} - 10 из {{$root.cfg.modules.slider.gallery_1831539.sliderLength-1}}
После того, как Алексей Леонов отделился от космического корабля "Восход-2", командир экипажа Павел Беляев передал сообщение на Землю: "Внимание! Человек вышел в космическое пространство"!
© Репродукция Фотохроники ТАСС
Вторым человеком, вышедшим в открытый космос, стал американский астронавт Эдвард Уайт
© NASA/James McDivitt
Астронавт NASA Альфред Уорден стал первым человеком, вышедшим в открытый космос в межпланетном пространстве. Во время возвращения с Луны космического корабля "Аполлон-15" в 1971 году, Уорден выходил, чтобы забрать кассеты с отснятой фотопленкой
© NASA
7 февраля 1984 года американский астронавт Брюс Маккэндлесс совершил первый выход в открытый космос без страховочного фала. Для маневрирования в космическом пространстве он использовал пилотируемый реактивный модуль MMU (Manned Maneuvering Unit)
© NASA
Первой в мире женщиной, совершившей выход в открытый космос, стала летчик-космонавт СССР Светлана Савицкая. Выход продолжался 3 часа 35 минут. На фото - С. Савицкая проводит эксперимент по сварке и резке металла в космическом пространстве. Летчик-космонавт Савицкая является единственной женщиной - дважды Героем Советского Союза
© Фотохроника ТАСС
Кэтрин Салливан - первая американка, побывавшая в открытом космосе
© NASA
Первым европейским космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал француз Жан-Лу Кретьен. Свой выход он совершил в ходе трехнедельной экспедиции на орбитальную станцию "Мир" в 1988 году
© ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина"
Американская женщина-астронавт Сьюзан Хелмс совершила самый длительный выход в открытый космос. 11 марта 2001 года она работала за бортом МКС в течение 8 часов и 53 минут
© NASA
Рекорд по общей продолжительности пребывания человека в открытом космосе принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьеву. За свою карьеру он совершил 16 выходов в космическое пространство и провел там в общей сложности 82 часа 22 минуты
© AP Photo/Alexander Zemlianichenko
Первым китайским космонавтом (тайконавтом), вышедшим в открытый космос, стал полковник ВВС Народно-освободительной армии Китая Чжай Чжиган. Свой выход, длившийся 21 минуту, он совершил 27 сентября 2008 года во время полета на орбитальном корабле «Шэньчжоу-7»
© AP Photo/Beijing Space Command and Control Center via Xinhua, File
1
...
{{item.num+1}}
...
{{$root.cfg.modules.slider['gallery_1831539'].sliderLength - 1}}
+
© Репродукция Фотохроники ТАСС
© NASA/James McDivitt
© Фотохроника ТАСС
Кэтрин Салливан - первая американка, побывавшая в открытом космосе
© NASA
© ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина"
© AP Photo/Alexander Zemlianichenko
© AP Photo/Beijing Space Command and Control Center via Xinhua, File

50 лет назад, 18 марта 1965 года, был совершен прорыв в освоении космического пространства - в ходе полета орбитального корабля "Восход-2" советский летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов осуществил первый в мире выход в открытый космос. Вне корабля он провел 12 минут и 9 секунд, но в общей сложности выход и возвращение на корабль заняли почти 24 минуты. Этот эксперимент стал одной из самых важных и ярких вех в истории мировой космонавтики.

Эксперимент с Леоновым едва не привел к гибели космонавта - в безвоздушном пространстве скафандр "Беркут" раздулся настолько, что не позволял ему забраться обратно в корабль. На Земле о возможностях работы в условиях космического вакуума знали очень мало и подобная ситуация не была предусмотрена в ходе испытаний. Только благодаря мужеству и находчивости Алексея Леонова удалось избежать трагедии. В нарушение инструкций космонавт стравил давление в скафандре до предельного минимума и благодаря этому сумел попасть внутрь "Восхода".

Опыт леоновского выхода дал огромный пласт информации для проектирования внекорабельных скафандров следующих поколений и сегодня работа в открытом космосе стала обычным делом для космонавтов. О том, как развивалось освоение человеком открытого космического пространства - в галерее ТАСС.