Ученые обнаружили самую яркую галактику во Вселенной

22 мая 2015, 9:23 UTC+3 ВАШИНГТОН /Корр. ТАСС, Иван Лебедев

По данным NASA, галактика излучает свет "в 300 трлн раз сильнее, чем наше Солнце"

© Архив EPA/NASA

ВАШИНГТОН, 22 мая. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Американские ученые обнаружили во Вселенной самую яркую галактику, находящуюся от Земли на расстоянии 12,5 млрд световых лет. Как сообщило в четверг NASA, она излучает свет "в 300 трлн раз сильнее, чем наше Солнце".

Открытие было совершено при изучении данных, полученных в 2010 году космическим инфракрасным телескопом WISE. Телескоп сумел рассмотреть еще два десятка чрезвычайно ярких галактик, видимых только в инфракрасном диапазоне, которые были занесены астрономами в новый класс космических объектов. "Они находятся в стадии очень интенсивной эволюции", - отметил сотрудник Лаборатории реактивного движения в Пасадине /штат Калифорния/ Чао-Вэй Цай, возглавлявший группу ученых, которые изучали данные орбитальной обсерватории WISE. Отчет об их работе опубликован в последнем номере "Астрофизического журнала".

Специалисты объясняют повышенную яркость галактик наличием в них сверхмассивных черных дыр. "Они притягивают к себе газ и вещество, которые формируют вокруг них диски, разогретые до температуры в миллионы градусов и выделяющие высокую энергию, а также видимое, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение. Обволакивающие черную дыру пылевые облака не пропускают свет, но пыль разогревается и дает инфракрасное излучение", - отметило в своем пресс-релизе космическое агентство.

По его словам, "эти галактики ранее не были обнаружены из-за своей удаленности, а также из-за того, что пыль превращает их сильный видимый свет в невероятно бурное инфракрасное излучение". "Мы выяснили, что половина самых ярких галактик хорошо видны только в инфракрасном диапазоне", - сообщил Чао-Вэй Цай.

Космическое ведомство США напомнило, что телескоп WISE отправился на орбиту в декабре 2009 года, но через пару лет, дважды получив изображение всей небесной сферы и выполнив свою главную миссию, был переведен в "спящий режим". К тому времени, аппарат, построенный в Лаборатории космической динамики при Университете штата Юта, передал на Землю более 2,7 млн изображений космических объектов, в том числе самых далеких галактик.

WISE помог открыть более 33 тыс. астероидов в поясе между Марсом и Юпитером, 20 комет и 134 объекта, находящихся на относительно близком расстоянии от нашей планеты - их траектория движения проходит в пределах 45 млн км от орбиты Земли. Стоимость проекта составила $320 млн. В сентябре 2013 года он был "разбужен", чтобы приступить к наблюдению за астероидами и другими объектами в ближнем космосе, представляющими потенциальную опасность для Земли. В связи с новым заданием аппарату было присвоено новое имя - NEOWISE.

Примерно через 10 лет космическое ведомство США намерено осуществить высадку американских астронавтов на астероид, а точнее на его фрагмент, который будет доставлен на устойчивую орбиту вокруг Луны. Планируется, что для этого будет использован новый пилотируемый корабль "Орион", который в прошлом году успешно совершил свой первый испытательный полет. По оценкам NASA, операция обойдется в $1,25 млрд.