17 мая, 11:53
Наука

"Спектр-РГ" обнаружил 130 ранее неизвестных источников рентгена

Орбитальная обсерватория "Спектр-РГ" в представлении художника. DLR German Aerospace Center/ CC-BY 3.0/ Flickr
Орбитальная обсерватория "Спектр-РГ" в представлении художника

МОСКВА, 17 мая. /ТАСС/. Астрономы подготовили каталог из 1,5 тыс. рентгеновских объектов, изученных телескопом ART-XC на борту российской орбитальной обсерватории "Спектр-РГ", что позволило ученым открыть сразу 130 неизвестных источников рентгеновских волн, о чьем существовании астрономы ранее не знали. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба Института космических исследований РАН.

"Каталог включает 1 545 источников рентгеновского излучения, около 10% которых представляет собой новые объекты, представляющие особый интерес для науки. В каталоге есть и много других интересных объектов: аккрецирующие нейтронные звезды и черные дыры, звезды с горячими коронами, остатки сверхновых, скопления галактик", - говорится в сообщении.

Эти новые источники рентгеновских волн были открыты российскими учеными при подготовке новой версии каталога объектов, изученных при помощи телескопа ART-XC во время первой фазы работы "Спектра-РГ" с декабря 2019 года по март 2022 года, когда орбитальная обсерватория составляла самую детальную рентгеновскую карту неба.

Недавно ученые завершили анализ данных, собранных за пять циклов наблюдений за ночным небом, что позволило астрономам расширить ранее опубликованный каталог рентгеновских объектов, найденных ART-XC в первый год работы "Спектра-РГ". В этот каталог вошло более 1,5 тыс. объектов, в том числе 900 активных ядер галактик, а также две сотни катаклизмических переменных, экзотических двойных звездных систем, одно из светил в которой перетягивает на себе вещество второй звезды.

Эти объекты, как отмечают исследователи, вызывают особый интерес у астрономов, так как их последующее изучение поможет понять, как часто встречаются эти источники рентгена в близких к нам регионах Вселенной и какими типичными свойствами они обладают. Не меньший интерес вызывают 130 ранее неизвестных источников рентгеновского излучения, последующее изучение которых значительно обогатит представления ученых о том, какие объекты космоса способны вырабатывать рентгеновские фотоны высоких энергий.

Об обсерватории "Спектр-РГ"

Космический аппарат "Спектр-РГ" разработан в НПО им. С. А. Лавочкина (входит в Роскосмос). Он создан с участием Германии в рамках федеральной космической программы России по заказу РАН. В конце октября 2019 года она успешно достигла рабочей орбиты, расположенной в точке L2.

На орбитальной обсерватории "Спектр-РГ" установлены два рентгеновских зеркальных телескопа: германский eROSITA и российский ART-XC им. М. Н. Павлинского. В конце февраля 2022 года германская сторона из-за ситуации на Украине отключила свой телескоп, переведя его в безопасный режим.