Французский космонавт: подвиг Гагарина навсегда останется в памяти человечества

"Какие бы открытия не были совершены в будущем, этот подвиг останется в памяти навсегда", - заявил Мишель Тонини

ПАРИЖ, 12 апреля. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Подвиг Юрия Гагарина "навсегда останется в памяти человечества", считает французский космонавт Мишель Тонини. В беседе с корреспондентом ТАСС в 55-ю годовщину начала пилотируемых полетов в космос (12 апреля 1961 года) он назвал первого космонавта Земли "отважным первопроходцем".

"Гагарин сделал самый важный и самый сложный первый шаг, - подчеркнул французский исследователь космического пространства. - Какие бы открытия не были совершены в будущем, этот подвиг останется в памяти навсегда".

Бригадный генерал ВВС Франции и командор Ордена почетного легиона, Тонини признался, что подвиг Гагарина определил и его собственную судьбу. "Я был школьником, когда пришло известие о полете человека в космос, - рассказал он. - Меня потрясли смелость и мужество русского героя, который отважился шагнуть в неизвестность".

Мишель Тонини третьим среди французов побывал в околоземном пространстве, последовав за Жан-Лу Кретьеном и Патриком Бодри. Старт космического корабля, стыковка и возвращение на Землю останутся для него "самыми сильными впечатлениями в жизни".

Как многие покорители Вселенной, он пришел в космонавтику из авиации. Тонини считает символичным тот факт, что после окончания академии французских ВВС в 1973 году был направлен в легендарный авиаполк "Нормандия- Неман". В годы Второй мировой войны эта авиачасть по приказу генерала де Голля сражалась бок о бок с советскими авиаторами против гитлеровских войск на Восточном фронте. "В свой первый космический полет я взял на борт российского корабля эмблему нашего авиаполка", - рассказал французский космонавт.

По словам Тонини, совершившего свой первый 13-дневный космический полет на корабле "Союз ТМ-15" в 1992 году, "лучшей школой космонавтики" для него стала стажировка в Звездном городке, где находится центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Он отметил, что овладеть редчайшей в мире профессией ему помогали герои космоса Алексей Леонов, Александр Серебров, Анатолий Соловьев, Владимир Титов. "Леонов лично проверял мои знания русского языка", - рассказал французский космонавт.

"День полета Гагарина - общий праздник всех космонавтов и астронавтов, - подчеркнул генерал Тонини, в послужном списке которого также полет на американском корабле "Колумбия" и руководство Европейским центром астронавтов. - Мне доводилось участвовать в праздновании этого дня и в Москве, и в Хьюстоне, и во Франции, и мы с моими друзьями обязательно отметим исполняющуюся годовщину".