12 июля 2016, 08:22

На Марсе обнаружены черные дюны, похожие с высоты на знаки азбуки Морзе

Образования находятся в воронке метеоритного кратера

МОСКВА, 12 июля. /ТАСС/. Специалисты NASA обнаружили на Марсе черные дюны, напоминающие с высоты знаки азбуки Морзе.

Фотографии дюн выложены на сайте HiRISE - камеры, установленной на борту космического аппарата Mars Reconnaissance Orbiter.

Отмечается, что обычно по форме дюн можно определить направление ветров, однако в данном случае форма образований очень сложная. Дюны находятся в депрессии круговой формы, предположительно, это кратер, образовавшийся в результате удара метеорита. Возможно, склоны кратера влияют на направление ветров, что с течением времени привело к появлению дюн в форме точек и тире.

Специалисты пока не могут объяснить механизм возникновения таких образований. Считается, что дюны-"тире" образуются за счет разнонаправленных ветров, а дюны-"точки" появляются, когда этот процесс по каким-то причинам прерывается.

О станции

Автоматическая межпланетная станция Mars Reconnaissance Orbiter ("Марсианский орбитальный разведчик", MRO), созданная корпорацией Lockheed Martin, вышла на орбиту Марса 10 марта 2006 года.

Управление ею осуществляет Лаборатория реактивного движения - подразделение Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology) и научно-исследовательский центр NASA.

Стартовая масса станции - 2,18 т (из них около 1,15 т приходилось на ракетное топливо). В высоту она достигает 6 м, в ширину (с развернутыми солнечными батареями) - около 13 м. Корпус зонда изготовлен в основном из углеродных композиционных материалов и алюминиевых пластин с пористой структурой. Аппарат оснащен двумя солнечными батареями, каждая панель имеет площадь около 10 кв. м и мощность порядка 1 тыс. киловатт (на марсианской орбите). Дополнительно MRO оборудован двумя никель-водородными аккумуляторами.

На борту находятся шесть научных приборов. В их числе камера-телескоп для фотосъемки высокого разрешения, которая позволяет рассмотреть объекты до 0,3 м на поверхности Марса с высоты 300 км (является самой мощной из когда-либо покидавших орбиту Земли); два спектрометра (один работает в инфракрасном диапазоне); инфракрасный радиометр для изучения атмосферы и др.

Трехметровая параболическая антенна для дальней космической связи и быстродействующий компьютер MRO позволяют передавать на Землю данные со скоростью до 6 мегабит в секунду.

С помощью инструментов MRO удалось составить самую подробную на сегодняшний день карту Марса. Более 40% поверхности планеты были картографированы с разрешением в несколько десятков метров, получена минералогическая карта 60% поверхности.

Стоимость проекта - $720 млн. На данный момент автоматическая межпланетная станция находится в полете 10 лет и 10 месяцев.