14 октября 2016, 09:14

Комплекс обнаружения космических объектов в Бразилии будут отлаживать алтайские ученые

Юрий Смитюк/ ТАСС, архив

В Южной Америке создают гражданский аналог системы контроля космического пространства, открытой в Алтайском крае летом

БАРНАУЛ, 14 октября. /Корр. ТАСС Ксения Шубина/. Сотрудники Алтайского оптико-лазерного центра им. Г. С. Титова в конце 2016 года отправятся в составе российской делегации в Бразилию, где будут налаживать работу оптико-электронного комплекса обнаружения космических объектов - это гражданский аналог системы контроля космического пространства, открытой в Алтайском крае летом. Об этом в интервью корреспонденту ТАСС сообщил начальник научно-технического отделения центра Георгий Симонов в рамках "Дней науки", стартовавших в регионе.

"Чтобы обеспечить перекрытие всей орбиты, необходимо иметь оптико-электронные станции на всем полушарии - на уровне правительства прошла договоренность о создании станции, подобной алтайской в селе Савушки, в Бразилии, Аргентине, Южной Африке, чтобы обеспечить закрытие Южного полушария. Наши специалисты в конце этого года будут командированы в Бразилию, чтобы участвовать в создании гражданского аналога такого объекта", - сказал он.

"Первое время мы не верили, что такое возможно, но, тем не менее, наши специалисты котируются на международном уровне. Оптико-электронный комплекс обнаружения космических объектов не предполагает каких-то лазеров, но он уникален по составу, по возможностям", - добавил Симонов.

Как сообщалось ранее, система контроля космического пространства, первая из четырех запланированных к созданию в России, в конце июля - начале августа 2016 года заступила на боевое дежурство в селе Савушки Змеиногорского района Алтайского края на площадке оптико-лазерного центра. Ее совместно обслуживают гражданские и военные, система позволяет обнаруживать космические аппараты, осколки, наноспутники, космический мусор - то, что может угрожать космическим аппаратам и, в частности, МКС.

Трехметровое зеркало для алтайского телескопа

В самом же оптико-лазерном центре на сегодня завершаются работы по созданию второй очереди. По словам Симонова, предварительно более 60% оборудования, которое будет там смонтировано, - российского производства, исключая некоторую специализированную электронику. Основной же объект - телескоп диаметром 3,12 метра - будет отечественным. Сейчас ученые ожидают доставки основной его детали - зеркала.

"Строительство второй очереди на горе Большая завершено, ждем "вишенку на торте", сам инструмент - зеркало. Отдельная сложная операция - привезти зеркало диаметром более трех метров с Лыткаринского оптико- механического завода Московской области. У зеркала будет отдельное сопровождение, оно будет ехать на трале долго - там микронные точности, нельзя допустить, чтобы что-то случилось, его полировали несколько лет", - подчеркнул представитель центра.

Основное назначение нового телескопа - получать видеоизображение высокой точности, с которой, как отмечает Симонов, нигде более в России, а тем более в мире, получать такие изображения пока не удавалось. Атмосфера усложняет получение такой информации, и чтобы избавиться от ее влияния, сотрудники научно-производственной корпорации "Системы прецизионного приборостроения" (НПК "СПП"), в которую входит Алтайский оптико-лазерный центр, разрабатывают специальные системы.

"Имеет значение размер зеркала: чем он больше, тем лучше мы видим. Прототип адаптивной оптической системы - то, что убирает влияние атмосферы, установлен на телескопе первой очереди центра, но, чтобы полностью раскрыть потенциал, нужен крупный инструмент. Мы сможем решать задачи разного толка, например, исследовать локацию Луны, исследовать различные уникальные лазерные технологии", - пояснил Симонов.

Вторую очередь Алтайского оптико-лазерного центра планируется сдать в 2017 году. В развитие технической составляющей центра, без учета инфраструктуры, вложено около трех миллиардов рублей. Алтайский оптико-лазерный центр занимается проведением высокоточных измерений дальности и угловых координат космических аппаратов с целью уточнения их орбит.

Змеиногорский район для расположения этого объекта был выбран по причине наибольшего количества ясных ночей в РФ - в среднем 160. Телескоп второй очереди будет использоваться для получения детальных изображений низкоорбитальных космических аппаратов. На территории РФ действуют еще два подобных центра - в Подмосковье и в окрестностях Санкт- Петербурга.