Реклама на ТАСС
Произошла ошибка.
Перезагрузите плеер
8 мая 2015, 15:47

На 56-й арт-биеннале в Венеции читают "Капитал" Маркса и размышляют о будущем человечества

Концептуально выставка разделена на три части, которые можно рассматривать вместе и по отдельности

ВЕНЕЦИЯ, 8 мая. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Основная выставка 56-й международной Венецианской биеннале современного искусства, а также сотни национальных экспозиций и проектов в параллельной программе откроются для публики 9 мая.

Участвовать в старейшем и самом популярном арт-смотре для человека искусства - все равно что спортсмену попасть в олимпийскую сборную и получить медаль. В роли болельщиков тут выступают коллекционеры, директора музеев и журналисты со всего мира, которых за три дня до официального открытия биеннале собирается едва ли не больше, чем посетителей Венецианского карнавала. Размахом и внешним блеском здесь все похоже на праздник, а вернисажи и вечеринки от организаторов выставок сменяют друг друга с коротким перерывом на предрассветные часы. Однако куратор нынешней биеннале Окви Энвезор призывает не отвлекаться на суету, а в буквальном смысле подумать о вечном.

Как призрачно все в этом мире бушующем

В этом году Венецианская биеннале отмечает 120-летие со дня своего основания и по этому случаю Энвезор предлагает на главной выставке All the world futures (игра слов - "Все будущее мира" или все "Фьючерсы мира") подвести промежуточный итог человеческого опыта и наметить дальнейшие перспективы. Для размышлений на эти темы Энвезор пригласил 136 художников из 56 стран, в том числе двух россиянок - Ольгу Чернышову и Наталью Першину (Глюклю). Большинство проектов были сделаны специально для биеннале, чтобы успеть отразить динамично меняющуюся ситуацию и новые вызовы времени. Среди них - инсталляция колумбийского художника Оскара Мурильо "Частоты", работа над которой будет продолжаться и впредь.

Концептуально выставка разделена на три части, которые можно рассматривать вместе и по отдельности - "Сад беспорядка", "Живучесть: на эпический срок" и "Капитал: чтение вслух". В создании последней куратору помог прежний опыт организации поэтических выступлений в Нью-Йорке. Сейчас в Центральном павильоне в саду Джардини выстроена арена, с которой семь месяцев работы биеннале поочередно будут звучать все главы "Капитала" Карла Маркса. В арт-мире многое создается с оглядкой на рынок, а Энвезор в своем кураторском манифесте подчеркивает, что не случайно на выставке много совсем не известных имен и не популярных у коллекционеров форм искусства. Например, гигантских инсталляций и видео, которые затруднительно содержать дома.

Множество работ связано с темой войн и страха перед ними. Собственно, часть выставки в Арсенале, где во времена расцвета Венецианской Республики строили и оснащали корабли, открывается несколькими работами американского классика концептуального искусства Брюса Наумана. Здесь, в частности, можно увидеть его "Человеческую натуру/Жизнь- смерть" и инсталляцию из сабель "Кувшинки" художницы алжирского происхождения Адель Абдессемед. Один из наиболее эффектных проектов на биеннале - "АК-47 vs M16" (имеются в виду американская винтовка и автомат Калашникова) от вьетнамской арт-группы The Propeller group. На видео демонстрируется "баллистическая экспертиза", когда в прозрачный кусок пластика навстречу друг другу выпускаются две пули. Перед экраном - тот самый пластик с трещинами, похожими на изморозь на стекле.

По сути, проект All the world futures получился скорее не эстетический, а социально-критический, чутко реагирующий на текущую ситуацию и ее отражающий с мультикультурной точки зрения: истощение природных ресурсов, военные конфликты, увеличивающееся неравенство между богатыми и бедными - и, главное, возможные последствия этих явлений в виде голода, государственных переворотов и так далее.

Награды найдут героев

Венецианская биеннале искусства входит в ту же структуру, что и Венецианский кинофестиваль и здесь также раздают награды, в день открытия выставки.

На "Золотых львов" претендуют участники кураторской выставки, а также почти 90 национальных экспозиций. Россию в этом году представляет художница Ирина Нахова с проектом "Зеленый павильон".

Обладатели почетных "Золотых львов" по традиции объявляются за некоторое время до начала биеннале. В этот раз ими стали нигерийский художник Эль Анацуи с формулировкой за вклад в искусство, а специальным "Золотым львом" удостоили Сюзанн Гез, которая на протяжении 40 лет была исполнительным директором и главным куратором Общества Ренессанса Чикагского университета.

Статуэтки им также вручат на торжественной церемонии 9 мая. 

LiveInternet