13 мая 2015, 10:09

Изабель Юппер и внук Чарли Чаплина приедут на Чеховский фестиваль

Изабель Юппер. AP Photo/ Francois Mori
Изабель Юппер

Театральный гид ТАСС рекомендует постановки, которые стоит увидеть

МОСКВА, 13 мая. /Корр.ТАСС Ольга Свистунова/ Самый представительный в России форум высших достижений мирового сценического искусства - Международный театральный фестиваль имени Чехова - в 12-й раз открывается в среду в Москве. Смотр продлится в общей сложности более двух месяцев и завершится 17 июля. За это время зрителям будет представлено 19 спектаклей из 12 стран.

Театральный гид ТАСС рекомендует постановки, которые стоит увидеть. Тем более, как заверил генеральный директор Чехов-феста Валерий Шадрин, цены на билеты достаточно демократичны - от 300 до 6 тысяч рублей. Вполне разумная плата, за которую можно позволить себе получить удовольствие.

"Мещанин во дворянстве"

Первым к московской публике выйдет "Мещанин во дворянстве" из парижского театра "Буфф дю Нор" в постановке Дени Подалидеса, ведущего актера Комеди Франсез. А худрук этой знаменитой труппы - Эрик Рюф - выступил в качестве сценографа. Но основная причина, по которой стоит сходить на "Мещанина во дворянстве", - барочная музыка Жана-Батиста Люлли, которая звучала в спектакле Жана-Батиста Мольера во времена Людовика ХIV. Однако, как отмечают эксперты, несмотря на аутентичность, нынешний "Мещанин" - "яркий, одновременно классический и современный, смешной и грустный, его отличает тонкость и элегантность хореографии и музыкального решения". "Он особенно должен нравиться молодежи", - резюмирует Le Figaro Magazine. Играть "Мещанина во дворянстве" будут на сцене Театра имени Моссовета 13, 14, 15 и 16 мая.

"Мне очень нравится, что я буду играть на сцене Театра имени Моссовета", - признался на пресс-конференции, предварившей открытие Чеховского фестиваля, исполнитель главной роли известный актер Эмлин Байар. "Правда, я несколько разочарован, что на московских подмостках предстану не чеховским Треплевым или князем Мышкиным из "Идиота" Достоевского, которые есть в моем репертуаре, а мольеровским персонажем", - неожиданно заявил француз. Но, думается, это было некое актерское кокетство, которое только добавило уверенности в том, что господин Журден из него получится отменный.

"Война"

Следующим названием, которое значится в афише Чехов-феста, стала "Война". И это тот самый случай, когда слово "война" не пугает, а с нетерпением ожидаемо. Почти два года назад Чеховский фестиваль в копродукции с Эдинбургским международным фестивалем и студией SounDrama сделал спектакль, посвященный 100-летию начала Первой мировой войны. Поставил его режиссер Владимир Панков, объединив в своем сценическом полотне роман Олдингтона "Смерть героя", "Илиаду" Гомера и "Записки кавалериста" Гумилева. Мировая премьера состоялась 9 августа 2014 года на Эдинбургском международном фестивале. Спектакль также был показан в Ярославле, Тюмени и Вроцлаве. Везде "Войну" высоко оценила и публика, и пресса. К примеру, авторитетная Morning Star написала: "Театру трудно соперничать с кино в достоверности передачи военной реальности. Но Панкову и его труппе удалось создать впечатляющую мозаику из звуков и пластических образов, которые в совокупности преобразовались в великое эпическое произведение о войне".

"Когда мы только начинали работать над этой постановкой, в мире не происходило того, что творится сейчас, так что наш спектакль во многом оказался пророческим, - говорит Владимир Панков. - Мы много ездим с "Войной" по разным странам, и наш месседж миру один: "русские не хотят войны". "Приходите на спектакль и убедитесь в этом сами", - пригласил режиссер.

В Москве премьера "Войны" состоится на Чеховском фестивале 18 и 19 мая, спектакль покажут на сцене Театра имени Пушкина.

"Женщины-генералы семьи Ян"

Тему войны подхватит Китай - с оперой "Женщины-генералы семьи Ян". Это представление фучжоуской оперы - одной из сильнейших школ китайской оперы. Что это такое? Прежде всего - сочетание традиционного китайского пения, пантомимы, боевого искусства, акробатики и танцев под аккомпанемент традиционных китайских инструментов. Экзотики много - вес одного костюма может достигать 10 килограммов, а сложнейший грим накладывается более двух часов. Кстати, цвета костюма и грима напрямую связаны с характером и социальным статусом героев: красный цвет символизирует верность и храбрость, а золотой является цветом вельможи.

Что касается оперы "Женщины-генералы семьи Ян", то ее труппа театра фучжоуской оперы начала готовить к Чеховскому фестивалю за два года до его начала. Актеры выступали во Франции, Японии, Сингапуре, Малайзии, но представляли не всю оперу целиком, а только отрывки из нее. Российским зрителям выпала честь первыми среди иностранцев увидеть фучжоускую оперу полностью. Спектакль будет показан 22 и 23 мая на сцене Театра имени Пушкина.

"Не забывай меня"

Одним из лучших кукольников всех времен и народов москвичи давно признали француза Филиппа Жанти и, конечно, не пропустят его, уже четвертого по счету, приезда на Чеховский фестиваль. На сей раз он пожалует со спектаклем "Не забывай меня", который будет показан 23, 24, 25 и 26 мая на сцене Театра имени Моссовета.

Сам Жанти о своей постановке говорит так: "Спектакль "Не забывай меня" был поставлен в 1992, а сегодня мы возобновили его с норвежскими артистами, добавив дополнительный элемент, а именно звучание громадных арктических просторов посреди вечных снегов". Ничего не скажешь, очень заманчиво и поэтично. Еще больше стимулирует интерес цитата из рецензии в Le Monde: "С каким удовольствием мы высаживаемся на плоту Филиппа Жанти. А он уносит нас в другие миры, на крыльях своей визуальной поэзии, которой нет равных, и которая доступна всем, кому от 7 до 107 лет. В этих мирах материализуются грезы и кошмары человечества, которые постоянно возвращаются. В спектакле Жанти они воплощены семью великолепными мимами- актерами-танцовщиками". Словом, иди и смотри!

"Красный табак"

В третий раз приедет на Чеховский фестиваль Джеймс Тьере, внук великого Чарли Чаплина. Клоун, акробат и мим, блестящий танцовщик и поэт, он покажет свою постановку "Красный табак". Ее жанр определен как хореодрама. Здесь и танец, и цирк, и драматическая игра, и пантомима. Сюжет вкратце таков. Пожилой человек одержим творческим зудом. Он находится в постоянной конфронтации с миром, населенным какими-то странными созданиями, и со своим собственным отражением в огромном зеркале. Громадная стена угрожающе нависает над сценой, она обозначает границу между двумя мирами, между пространством грез и реальности. Как отмечают эксперты, в эстетике этого спектакля угадывается почерк, знакомый по предыдущим театральным работам Тьере, хотя, пожалуй, атмосфера здесь более мрачная. А еще здесь есть что-то от короля Лира, от Улисса, от Нарцисса и от Алисы в стране чудес, в то же время тут очень много самого Джеймса Тьере. А табака практически нет, или совсем чуть-чуть. Но для московских почитателей таланта Тьере важно увидеть своего любимца. Поэтому есть все основания полагать, что "Красному табаку" аншлаг обеспечен. Спектакль покажут 3, 4, 5, 6 и 7 июня на сцене Театра имени Моссовета.

"Инала"

Впервые в Чеховском фестивале участвует спектакль из ЮАР. Он называется "Инала". "Ladysmith Black Mambazo" совместно с Компанией Рамбер и Королевским Балетом / Великобритания/ создали зажигательное музыкально- танцевальное шоу /хореограф Марк Болдуин/, положенное на знойные африканские ритмы, и, как пишет критика, "безупречное с точки зрения исполнительского мастерства".

Как отметила на пресс-конференции в Москве британский композитор Элла Спира, "самое замечательное в спектакле "Инала" то, что в нем африканское искусство представлено во всей своей аутентичности и одновременно демонстрирует высокохудожественный и многоликий стиль". Она рассказала, что специально изучала звуки, которые издают животные Южной Африки, чтобы потом соединить их с профессиональной музыкой, а Марк Болдуин использовал танцы зулусов в своей хореографии. "Инала", как утверждают его создатели, - это настоящий праздник африканской культуры, который состоится 10, 11, 12, 13 и 14 июня на сцене Театра имени Моссовета.

"Жизнь продолжается"

Большой подарок москвичам делает неподражаемая Сильви Гиллем. Заканчивая свою сценическую карьеру мировым турне, она любезно согласилась выступить на Чеховском фестивале с программой балетов "Жизнь продолжается" в постановке современных хореографов, с которыми она много работала. Для завершающего тура Гиллем выбрала композиции, сочиненные для нее Акрамом Ханом, Уильямом Форсайтом, Матсом Эком и Расселом Малифантом.

Но прежде балерина обратилась с прощальным письмом к зрителям. "Я наслаждалась каждым мгновением этих прошедших 39 лет, и сегодня испытываю те же чувства. Зачем же уходить? Очень просто, потому что я хочу закончить выступать, пока я еще могу делать то, что делаю, с гордостью и страстью. Я начала с неуправляемого "заноса", была в головокружительном путешествии, и сейчас готова сменить направление движения. Жизнь продолжается. Моя жизнь".

Увидеть прощальный танец великолепной Сильви Гиллем можно будет в Театре имени Моссовета 23, 24 и 25 июня.

"Золушка"

Открытием обещает стать для московского зрителя прокофьевская "Золушка" в постановке испанского хореографа Гойо Монтеро. У нас этот балетмейстер пока неизвестен, но явно заслуживает того, чтобы его узнали в России. И Чеховский фестиваль решил поспособствовать этому. Как в свое время он открыл, к примеру, Мэтью Боурна с его мужским "Лебединым озером", так теперь представляет Гойо Монтеро с "Золушкой". Этот спектакль привезет в Москву Балет Нюрнберга. По отзывам специалистов, "мощь, магию и неподражаемость хореографического языка Монтеро невозможно выразить словами. Единственное, что можно сказать, это то, что зритель, посмотревший спектакль "Золушка", уходит с ощущением, что видел чудо. И, конечно, нет слов, чтобы описать танец уникальной Саяки Кадо в роли Золушки". Насладиться великолепным действом можно будет 6, 7, 8 и 9 июля в Театре имени Моссовета.

"Ложные признания"

Завершится Чеховский фестиваль выступлением Парижского театра "Одеон"-Театра Европы, который впервые приедет в Россию. Всемирно известная труппа привезет спектакль "Ложные признания" Мариво в постановке известного француза Люка Бонди с участием двух звезд мирового уровня - Изабель Юппер и Луи Гарреля. Действие перенесено в наше время. Перекличка утонченного 18 века с грубыми реалиями 21 века - одна из сильных сторон работы Бонди, считают специалисты. По их отзывам, спектакль смотрится на одном дыхании. Любовь торжествует, а вместе с ней торжествует праздник театра, который в Москве состоится 13, 14, 15, 16 и 17 июля на сцене Театра имени Моссовета. Это будет финальный аккорд Международного театрального фестиваля имени Чехова.