15 мая, 13:56

Группа исследователей заявила о наличии живописной версии "Страшного суда" Микеланджело

Амель Оливарес заявила, что речь идет о холсте с центральными фигурами Христа и Девы Марии и несколькими персонажами, который принадлежит частному собственнику и хранится в Женеве

РИМ, 15 мая. /ТАСС/. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) мог создать миниатюрную живописную версию фрагмента своей фрески с изображением "Страшного суда", находящейся на алтарной стене папской Сикстинской капеллы в Ватикане. Такой версией исследовательница искусства Возрождения Амель Оливарес называет льняной холст размером 96,52 на 81,28 см с центральными фигурами Христа и Девы Марии и несколькими персонажами, который принадлежит частному собственнику и хранится в Женеве.

Он так и называется - "Женевский страшный суд" и некогда принадлежал богатой флорентийской семье Гуаданьи, о чем найдена соответствующая запись в госархиве Флоренции от 1792 года. Потом холст переходил в разные руки, пока не оказался во владении американской компании. Именно она финансировала исследование Оливарес, дочери кубинского дипломата, на протяжении 20 лет занимающейся исследованиями искусства Возрождения. Как она рассказала журналистам Ассоциации иностранной прессы, ее исследованиями, которые она ведет с 2015 года, заинтересовалась даже королева Елизавета II, которая допустила ее к зарисовкам Микеланджело, а также Леонардо да Винчи и Рафаэля из коллекции Виндзорского замка.

К сотрудничеству были также приглашены испанский священник Хосе Мануэль дель Рио Карраско, работающий в Ватикане, специалист по истории искусств и консервации, а также итальянский антрополог Шанталь Милани, работавшая в прошлом в специальном следственном подразделении карабинеров. Вся исследовательская работа вокруг холста с фрагментом "Страшного суда" похожа на детектив, как рассказали ее участники. К ее началу подтолкнула сейчас утраченная, но сохранившаяся в архивах надпись под фресками, выполненными Алессандро Аллори (1535-1607) во флорентийской базилике Сантиссима-Аннунциата, которая гласит, что они воспроизводят рисунок (не фреску) Микеланджело.

Оливарес полагает, что Микеланджело мог лично сделать зарисовку на холсте и передать ее Аллори, с которым был знаком. Причем это, скорее всего, не подготовительная версия, а последующая, нарисованная уже после выполнения заказа в Сикстинской капелле (1541 год). "Где-то между 1545 и 1558 годом, - предполагает исследовательница. - Подтолкнуть к этому мастера могли слухи о том, что подвергшаяся клерикальной критике фреска могла быть уничтожена".

Доводы в пользу авторства Микеланджело

В пользу своей версии об авторстве исследовательница приводит несколько указаний, которые были обнаружены в ходе изучения полотна с привлечением разных техник. В частности, как и на оригинальной фреске, Христос безбородый, это достаточно редкое, не соответствующее каноническому изображение Спасителя. Среди 33 фигур вокруг центральных Девы Марии и Христа-судьи есть ангелы без крыльев и ореолов. В свое время это было одним из поводов для критики Микеланджело, который допустил такое "богохульство" на фреске в папской часовне, напомнила Оливарес. Наконец, на холсте есть "автограф" Микеланджело, которым можно считать его автопортрет среди группы спасенных. К установлению его аутентичности привлекалась Милани, которая провела детальное сравнение изображений творца Возрождения. "Известно, что он очень ревностно относился к своим работам, которые должны были быть узнаваемы и не могли приписываться другим", - сказала Оливарес, напомнив историю о том, как молодой Микеланджело тайком ночью выгравировал свое имя на постаменте своей первой крупной скульптурной работы "Пьета" после того, как первые зрители посмели предположить, что автор другой. "С тех пор он так или иначе оставлял автограф", - добавила она.

Примечательно, что автопортрет Микеланджело есть и на фреске в Сикстинской капелле. Среди персонажей, помещенных в рай, чистилище и ад, ученные распознали также многих современников Микеланджело. Для себя он предопределил место на уровне лица содранной кожи святого Варфоломея, которую он держит.

Сомнения и недоверие

До сих пор не было известно о живописных работах Микеланджело на холсте, поэтому его изучение осложняется. Оливарес и ее команда приглашают признанных исследователей и специалистов обратить внимание на эту работу, которая, как они полагают, может хранить еще много сюрпризов.

Искусствовед, бывший замминистра культуры Италии Витторио Сгарби категорически отклонил предположение Оливарес. В беседе с корреспондентом ТАСС он назвал холст "пустышкой", "скромной грошовой копией".

На рынке предметов искусства частные собственники нередко привлекают исследователей для установления авторства произведений, чтобы увеличить их стоимость. Наиболее известный прецедент - картина "Спаситель мира", которую некоторые считают произведением Леонардо да Винчи. Хотя многие специалисты с этим не согласны, она, тем не менее, была продана на аукционе Christie's за рекордные для рынка произведений искусств $400 млн и выставлена в филиале Лувра в Абу-Даби.

Несколько лет назад СМИ сообщали о сенсационном обнаружении в замке Сфорца в Милане десятков неизвестных ранее зарисовок Караваджо раннего периода творчества. Чуть позже вышла книга с названием "Мать Караваджо всегда беременна", в которой разоблачались подобные приемы. 

Теги:
Италия