22 сентября 2015, 15:03

Реставрация горельефа Вучетича на ВДНХ стала частью Московской биеннале

Аугустас Серапинас, “Секретная Студия”, 2012, инсталляция . Фонд "Московская биеннале"
Аугустас Серапинас, “Секретная Студия”, 2012, инсталляция

Комиссар биеннале Иосиф Бакштейн напомнил, что бюджет проекта составил 55 млн рублей, из них 30 млн рублей выделило министерство культуры РФ

МОСКВА, 22 сентября. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Реставрация масштабного горельефа Евгения Вучетича 1954 года, обнаруженного во время благоустройства Центрального павильона ВДНХ в прошлом году, стала частью основного проекта 6-й Московской биеннале современного искусства. Об этом на пресс-конференции рассказал сегодня со-куратор проекта, директор Кунстхалле в Вене Николаус Шафхаузен.

"Реставрационный процесс рассказывает не только об истории, но и заставляет нас понять, что мы будем делать с историческим прошлым", - отметил он.

Вопросы - в процессе

6-я биеннале ставит много вопросов, заглавный вынесен в название основного проекта - "Как жить вместе? Взгляд из центра города в само сердце острова Евразия". Ответить на него, создавая свои произведения в режиме реального времени, планируют 70 художников из разных стран мира, а также архитекторы, социологи, философы, которые примут участие в ежедневных дискуссиях.

Заходя в павильон, через зеркальные декорации к перформансу Леона Кахане зритель видит в глубине помещения часть горельефа Вучетича "Советскому народу, знаменосцу мира - слава!". Его реставрация началась в прошлом месяце и на время проведения биеннале работы решили не прерывать, сделав их частью выставки, на которой почти все создается здесь и сейчас. Некоторые холсты еще стоят, не тронутые карандашом или кистью. Над другими, напротив, работа идет уже вовсю - так, например, Цю Чжицзе на специальном устройстве то поднимается под потолок Центрального павильона, то опускается на средний уровень, делая набросок к своей масштабной работе "Без названия". Рядом с ним в специально выстроенном павильоне Фабрис Ибер делает портреты углем и нефтью из трех регионов мира, а напротив Элс Дитворст выпиливает деревянные детали своей инсталляции "Череп".

Документация ответов

Вторая часть проекта, выставка-документация сделанного ранее, начнет свою работу с 3 октября и продолжит ее до 1 ноября. В целом, отметил Шафхаузен, нынешняя биеннале, над которой также работали директор Центра современного искусства Witte de With в Роттердаме Дефне Айас и директор антверпенского музея современного искусства MUHKA Барт де Баре, посвящена процессу общения и коммуникации.

Комиссар биеннале Иосиф Бакштейн напомнил, что бюджет проекта составил 55 млн рублей, из них 30 млн рублей выделило министерство культуры РФ. "У нас все хорошо", - сказал он, отвечая на вопрос взаимоотношений с ведомством.

Директор ВДНХ Екатерина Проничева уверена, что основной проект биеннале увидят несколько сотен тысяч зрителей. "За прошедшие выходные ВДНХ посетило 300 тысяч человек. Я думаю, при таком интересном проекте и такой большой посещаемости выставку увидят много зрителей", - сказала она и добавила, что ВДНХ готова принять следующую биеннале, которая пройдет в 2017 году, если организаторы решат снова выбрать это место.

Помимо основного проекта на ВДНХ, в рамках 6-й Московской биеннале по всему городу проходит множество выставок в рамках ее программ "специальные проекты" и "специальные гости". Среди них - "Скажи: я тебя люблю!" Андрея Бартенева и "techne_революция" Петера Вайбеля в Московском музее современного искусства, "Структуры бытия: клетки" Луиз Буржуа в "Гараже", "Моя алая родина" Аниша Капура в Еврейском музее и "Ветрувианский человек" Александра Пономарева в ГМИИ им. Пушкина, отсылающий к знаменитому рисунку Леонардо да Винчи "Витрувианский человек".