МОСКВА, 4 ноября. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Выставка "Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 годов", на которой можно увидеть ставшие классикой российского искусства произведения из коллекций крупнейших музеев, открывается в "Манеже". Об этом ТАСС сообщила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, занимавшаяся творческой концепцией проекта.
"Эта выставка представляет, как искусство советского времени отражало действительность, рефлексировало по ее поводу и создавало миф о ней. Создание мифа - одна из главных тем этой выставки", - отметила собеседница агентства.
Темы экспозиции "Романтический реализм" демонстрируют этот миф в его в максимальной полноте: в 12 разделах выставки можно увидеть и трансформацию образов вождя, и авангардную архитектурную среду, и новую среднеазиатскую экзотику, демонстрации и парады, а также героизацию труда и поэтизацию быта.
От "Ленина в эмиграции" до "Рабочего и колхозницы"
Открывает выставку монументальное полотно Исаака Бродского "Открытие II конгресса Коминтерна" 1924 года, которое свидетельствует о придании деятельности советского правительства статуса событий исключительного мирового масштаба. Эту тему также поддерживает картина Василия Яковлева 1937 года "Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции", отсыл к картине Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
"Здесь много аллюзий, поэтому будет интересно ходить и размышлять", - отметила Трегулова.
Также зрители могут увидеть, как трансформировался образ вождя от земного человека с картины "Ленин в эмиграции" Эмиля Визеля /1924 г./ до сверхчеловека, как на картине Александра Герасимова "Ленин на трибуне" /1930 г./.
В части "Архитектурные утопии" представлены проекты 1930-х годов - например, конкурсные проекты Дворца Советов, советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже и проекты станций московского метро, над которыми работали выдающиеся архитекторы своего времени - в частности, Алексей Щусев, Владимир Щуко и Иван Фомин.
Заключительный раздел посвящен теме Великой Отечественной войны. Открывает его полотно Павла Корина "Александр Невский", а завершает "Письмо с фронта" Александра Лактионова.
"На выставке прослеживается также замещение религии новыми идеологическими формулами. Особенно четко это видно в последнем разделе, где представлены пять великих картин о Великой Отечественной войне. В основе каждой из них лежит абсолютно христианская концепция. Например, в основе "Письма с фронта" лежит ни что иное, как благая весть", - рассказала Трегулова.
В экспозиции также демонстрируются "Весна" Кузьмы Петрова-Водкина, "Трубачи Первой Конной армии" Митрофана Грекова, "Герои у нас /Ударник" Самуила Адливанкина и "Оборона Севастополя" Александра Дейнеки.
Выводы - за зрителем
Дизайном выставки, подготовленной "РОСИЗО" совместно с Минкультуры РФ, занимались архитектор, главный художник "Первого канала" Дмитрий Ликин и режиссер и продюсер Эдуард Бояков, который в настоящее время также курирует павильон "РОСИЗО" на ВДНХ.
"К показу создана помпезная, имперская декорация, которая тоже отсылает к великим эпохам прошлого, когда искусство и власть были связаны очень сильно, а это было практически во все времена, до возникновения концепции художественного индивидуализма. Рембрандт в истории искусства - редкое исключение, хотя тоже писал по заказу самых разных гильдий", - рассказала Трегулова.
По ее словам, организаторы проекта "постарались избежать выводов идеологического, политического или какого- либо иного свойства".
"Мы хотели показать сложную комплексную картину. А выводы будет делать сам зритель", - заключила собеседница агентства.
Параллельно в "Манеже" пройдет посвященная истории того же периода мультимедийная выставка-форум "Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе". Она которая представит уникальные материалы, до недавнего времени хранившиеся под грифами "секретно" и "совершенно секретно" в архивах, в том числе и ФСБ, всего - около 700 документов.
Во время ее работы в "Манеже" можно будет поклониться иконе Божией Матери "Державная", принесенной из храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Вход на обе выставки, которые продолжат свою работу до 22 ноября, свободный.