16 февраля 2016, 16:06

Президентская библиотека в экспериментальном формате возрождает кинохронику в России

ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

Первый ролик начали снимать в этом году

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 февраля. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Президентская библиотека взялась за возрождение кинохроники в России. Первый ролик начали снимать в этом году, он призван развеять мифы о здании библиотеки, в котором прежде размещался Священный Синод, а затем Исторический архив.

Об этом рассказал ТАСС директор Президентской библиотеки по общественным связям Валентин Сидорин.

"Мы уже приступили к созданию хроникальных сюжетов хронометражем 5-7 минут, используя имеющиеся в библиотеке четыре комплекта съемочной аппаратуры и пять монтажных. Планируем привлечь к работе нашу межрегиональную сеть, включающую 170 электронных читальных залов в 74 субъектах Федерации", - сказал он, пояснив, что со временем электронные читальные залы будут открыты во всех 85 регионах страны, что позволит объединить их в единую информационную сеть.

Первый ролик уже в работе

Сюжеты кинохроники будут без ведущего и даже без звука. "Мы предлагаем несколько экспериментальный подход. Главное для нас - точность исторического факта. Мы хотим показать, как некий городской объект или район выглядит сегодня, и с помощью исторических документов продемонстрировать, что здесь было раньше, развернув перед зрителем историческую глубину", - рассказал собеседник агентства.

"Мы начали со своего здания. 5-минутный немой ролик, над которым работает режиссер Алена Долгорукова, связан со 190-летием восстания декабристов, отмечавшимся в прошлом году. Во многих фильмах об этом событии показано наше здание, но во время выступления декабристов его еще не было, - рассказал Сидорин. - Если в 1825 году Сенат уже стоял, то Синод, где разместилась Президентская библиотека, был освящен только спустя 10 лет, в 1835 году".

Техническая сторона

Техническая сторона возрождения кинохроники не обошлась без дискуссий. Если директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, работающей в настоящее время под брендом "Лендок", Алексей Тельнов оценивает стоимость 10-минутного хроникального ролика в полмиллиона-миллион (такую цифру он назвал журналистам в петербургском пресс-центре ТАСС), то в Президентской библиотеке предпочитают более реалистичные варианты.

"Каннский фестиваль не пренебрегает фильмом, снятым на мобильный телефон. Мы тоже готовы работать с различными форматами, с помощью которых можно сделать главное - зафиксировать исторически важный факт", - отметил Сидорин.

Традиция съемки кинохроники

Между тем именно Санкт-Петербургская студия документальных фильмов создала масштабную кинохроникальную традицию. Первым в России хроникальным сюжетом была коронация Императора Николая II в 1896 году. В 1918 году именно со съемки хроники Ленин предлагал Луначарскому начинать создание новых документальных фильмов.

Ленинградская студия документальных фильмов, созданная в 1932 году, была одной из четырех студий (ЦСФД, Ростовской и Свердловской) где создавалась кинолетопись страны. Съемка хроники не прерывалась в блокаду. "До 1980 года на Ленинградской студии документальных фильмов выпускался киножурнал "Вечерний Ленинград", а в 80-м появилось сразу несколько киножурналов "Наш край", "Северные зори", "Панорама", "Советская Карелия", - рассказала ТАСС редактор журнала "Панорама" Галина Широян.

1980-е годы стали для кинохроники золотым веком. "Наши журналы выходили дважды в месяц хронометражем 10 минут и включали несколько сюжетов. В регионах работали корпункты, в основном это был оператор и водитель. Редактор выезжал на съемки, режиссеры - в исключительных случаях, их функция сводилась к монтажу. Каждый оператор в месяц снимал 1-3 сюжета", - вспоминает собеседница агентства.

Отличительной чертой сюжета Ленкинохроники была лаконичность и строгость в передаче факта. "Никакая постановка не допускалась. Ну, максимум, оператор мог попросить доярку сменить халат или пастуха передвинуть лошадь, загораживавшую кадр", - отметила она.

Широян также рассказала, как один из ярких режиссеров студии документальных фильмов Александр Сокуров повез свою картину за границу и взял несколько выпусков киножурналов, чтобы показать зарубежным коллегам. "Он нам рассказывал про удивленное восхищение западных коллег. "Почему мы этого не делаем?", - удивлялись они, - рассказала Широян. - Все рухнуло в 1995 году. Хронику перестали снимать, летопись закончилась".

Создатели хроникального проекта в Президентской библиотеке с интересом отнеслись к традиции создания кинохроники, решив привлекать к работе кинодокументалистов-хроникеров в качестве консультантов.