МОСКВА, 18 февраля. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Несколько портретов Федора Рокотова после проведения исследований в рамках подготовки его выставки, которая открывается в Инженерном комплексе Третьяковской галереи (ГТГ) 19 февраля, были переатрибуриторованы как работы неизвестного художника. Об этом на вернисаже в четверг вечером рассказала заместитель директора ГТГ по науке Татьяна Карпова.
"Одна из задач, которую мы решаем на этой выставке, связана с наследием Рокотова, и Третьяковская галерея лишилась нескольких своих Рокотовых (речь идет примерно о 20 работах). Это очень тяжело и болезненно для каждого музея отказываться от произведений крупного художника. И у нас было около 10 атрибуционных советов, где мы отчаянно спорили и приводились разные аргументы", - сказала она.
Пять таких работ, которые теперь подписаны за авторством неизвестного художника, можно увидеть на выставке.
По словам Карповой, в ходе семилетней подготовки проекта исследователи не раз сталкивались с историями, которые отчасти можно назвать детективными. Не в последнюю очередь это связано с тем, что нас от художника и эпохи, в которую он работал, отделяют почти 250 лет. Про самого Рокотова известно совсем не много, начиная от путаницы с датой рождения и продолжая тем, что никто до сих пор не знает, как он выглядел. Зато исследователи установили московский адрес художника и разгадали, что коронационные портреты Екатерины II из собрания Третьяковсколй галереи и Павловска писал не он, а ученики. Авторство, впрочем, решили оставить, так как Рокотов, разработавший концепцию портретов и композицию, ставил на них свою подпись.
Последняя масштабная выставка Рокотова состоялась в 1962 году, на ней демонстрировались не только его произведения, но и работы учеников и художников его круга.
"Мы предпочли сузить свою задачу и показать подлинного Рокотова, его шедевры, работы, в которых мы не сомневаемся, чтобы очистить наследие Рокотова от произведений, которые подражают его стилю или же приписываются Рокотову", - отметила Карпова.
Камерную выставку из 40 эталонных произведений мастера, на которой можно встретиться со знаменитыми портретами поэта В.И.Майкова, неизвестной в розовом платье и В.Е. Новосильцовой, дополнили предметами усадебного быта и музыкальным сопровождением, созвучным эпохе Просвещения. Таким образом организаторы выставки напомнили, что портреты художника прежде всего предназначались для бытования не во дворцах, а в уютных дворянских усадьбах.