18 февраля 2016, 20:53

В коллекции "Третьяковки" стало меньше работ Рокотова после подготовки его выставки

Рокотов Ф.С. Портрет императрицы Екатерины II. Третьяковская галерея
Рокотов Ф.С. Портрет императрицы Екатерины II
Пять таких работ, которые теперь подписаны за авторством неизвестного художника, можно увидеть на выставке

МОСКВА, 18 февраля. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Несколько портретов Федора Рокотова после проведения исследований в рамках подготовки его выставки, которая открывается в Инженерном комплексе Третьяковской галереи (ГТГ) 19 февраля, были переатрибуриторованы как работы неизвестного художника. Об этом на вернисаже в четверг вечером рассказала заместитель директора ГТГ по науке Татьяна Карпова.

"Одна из задач, которую мы решаем на этой выставке, связана с наследием Рокотова, и Третьяковская галерея лишилась нескольких своих Рокотовых (речь идет примерно о 20 работах). Это очень тяжело и болезненно для каждого музея отказываться от произведений крупного художника. И у нас было около 10 атрибуционных советов, где мы отчаянно спорили и приводились разные аргументы", - сказала она.

Пять таких работ, которые теперь подписаны за авторством неизвестного художника, можно увидеть на выставке.

По словам Карповой, в ходе семилетней подготовки проекта исследователи не раз сталкивались с историями, которые отчасти можно назвать детективными. Не в последнюю очередь это связано с тем, что нас от художника и эпохи, в которую он работал, отделяют почти 250 лет. Про самого Рокотова известно совсем не много, начиная от путаницы с датой рождения и продолжая тем, что никто до сих пор не знает, как он выглядел. Зато исследователи установили московский адрес художника и разгадали, что коронационные портреты Екатерины II из собрания Третьяковсколй галереи и Павловска писал не он, а ученики. Авторство, впрочем, решили оставить, так как Рокотов, разработавший концепцию портретов и композицию, ставил на них свою подпись.

Последняя масштабная выставка Рокотова состоялась в 1962 году, на ней демонстрировались не только его произведения, но и работы учеников и художников его круга.

"Мы предпочли сузить свою задачу и показать подлинного Рокотова, его шедевры, работы, в которых мы не сомневаемся, чтобы очистить наследие Рокотова от произведений, которые подражают его стилю или же приписываются Рокотову", - отметила Карпова.

Камерную выставку из 40 эталонных произведений мастера, на которой можно встретиться со знаменитыми портретами поэта В.И.Майкова, неизвестной в розовом платье и В.Е. Новосильцовой, дополнили предметами усадебного быта и музыкальным сопровождением, созвучным эпохе Просвещения. Таким образом организаторы выставки напомнили, что портреты художника прежде всего предназначались для бытования не во дворцах, а в уютных дворянских усадьбах.