Попечительский совет Фонда кино утвердил список кинокомпаний-лидеров отечественного кинопроизводства, который не изменился по сравнению с прошлым годом, и проекты, которые поддержат в прокате по возвратной схеме финансирования. О государственной финансовой поддержке отечественных фильмов, казначейских счетах для кинокомпаний и определяющей роли министерства культуры в датах релизов фильмов в российских кинотеатрах глава Фонда кино Антон Малышев рассказал ТАСС.
- На прошлой неделе состоялся попечительский совет Фонда кино, на котором был утвержден список кинокомпаний-лидеров отечественного кинопроизводства. Он не изменился, как и принципы отбора таких компаний. Вы говорили, что некоторые из лидеров имели задолженность перед Фондом кино. Погасили ли они ее?
- Попечительским советом утвержден перечень лидеров на 2016 год в соответствии с многолетней методикой, которую мы сохраняем неизменной для чистоты конкурса. Лидерами признаны восемь компаний, которые сохраняют свой статус на протяжении нескольких лет. Относительно задолженности с чувством глубокого удовлетворения должен констатировать, что все компании-лидеры закрыли вопросы, которые имели некоторое время назад, задолженности были погашены, штрафы оплачены. Дело в том, что эти компании находятся в постоянном производственном процессе, соответственно, и вопросов к ним больше.
- Тем не менее система лидеров по-прежнему вызывает споры и недовольство со стороны не таких крупных игроков рынка. Насколько, на ваш взгляд, эта система все-таки эффективна и не собираетесь ли вы ее пересматривать?
- Система лидеров, на мой взгляд, представляется правильной, справедливой, потому что мы все-таки прежде всего должны поддерживать успешные компании. Более того, когда на рынке начинаются кризисные явления, когда с экономикой не все просто, именно такие опорные кинокомпании позволяют нам удерживать отрасль и даже в непростых условиях производить интересные, конкурентоспособные картины. Я очень надеюсь, что список лидеров будет расширяться и меняться. Думаю, если у нас сохранится определенная инерция, в следующем году, возможно, появятся новички, но поскольку мы считаем по всей нашей статистике пятилетний период и поскольку в кино результат принятого сегодня решения мы увидим через два-три года, пятилетний период – достаточно правильный срок. И то, что нет колебаний в этом списке лидеров, справедливо и обоснованно. Тем не менее небольшие, но перспективные компании по-прежнему сохраняют возможность получить поддержку производства своих проектов в рамках независимого блока. В принципе, и в нем есть компании, которые мы поддерживаем ежегодно, и они показывают неплохие результаты. Так что у независимых компаний есть возможность использовать средства государственной поддержки, добиваться внятных результатов и в дальнейшем претендовать на включение в список лидеров.
- Обсуждался ли на попечительском совете вопрос с казначейскими счетами?
- Об этой проблеме говорили не только на попечительском совете, но и на заседании правительственного совета по развитию отечественного кинематографа под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева. Соответствующие поручения председателем правительства даны, мы находимся сейчас на стадии их исполнения – с тем чтобы максимально подстраховать отрасль и не допустить, чтобы новые правила игры, которые введены для всех отраслей экономики, негативно сказались на отечественном кинопроизводстве, особенно в Год российского кино. Все это понимают. Министерство финансов и казначейство идут нам навстречу, мы настроены на то, чтобы был зеленый свет для кинокомпаний. Что же касается уровня казначейского сопровождения, то мне представляется справедливым, чтобы оно касалось только первой ступени, то есть непосредственного получателя субсидий. В случае с Фондом, это сам Фонд, в случае с теми компаниями, которые работают с министерством культуры напрямую, это уровень компаний, но не уровень субподрядчиков и дальнейших партнеров – это будет не очень удобно.
- Экономический блок правительства согласен с такой схемой?
- В целом он выступает против различного рода исключений, но, несмотря на такую общую позицию, все понимают, что отрасль значимая, она имеет свои особенности, а главное, объем государственной поддержки, который идет на кинематограф, – это сравнительно небольшие деньги, всего около 6 млрд в год. Фонд со своей стороны готов работать с казначейством, у нас постоянно проходят проверки Счетной палаты, Генпрокуратуры, налоговой, аудит, вопросов в этом смысле к нам нет, и мы готовы по-прежнему открыто и прозрачно продолжать работать. Единственное, что нас беспокоит, – то, что для кинокомпаний система вводится "с колес", что не очень комфортно. Нам не хочется потом разбираться в том, что кто-то по незнанию выполнил данную процедуру неточно.
- Еще на попечительском совете было принято решение выделить определенные средства на поддержку в прокате девяти проектов. Насколько такая мера показала свою эффективность?
- Уже больше года поддержка проката осуществляется ежеквартально: собственными средствами фонда мы поддерживаем практически все национальные фильмы, которые выходят в прокат. Мне кажется, это правильно. Хотелось бы, чтобы каждый национальный фильм, выходящий в прокат, имел четкое понимание, что есть средства – 30-50 млн, которые на возвратной основе практически в автоматическом режиме могут быть выделены на поддержку отечественного фильма в прокате. Это определенное конкурентное преимущество.
- Безвозвратная схема, которую было решено ввести в Год российского кино, не касается поддержки в прокате?
- Да, в этом году такая схема касается исключительно производства. Более того, уже два года подряд средства, выделяемые Фондом на прокат, – это собственные средства Фонда, они не находятся в "теле" субсидий. Та субсидия, которая выделяется, полностью идет на поддержку производства.
- Несмотря на то, что в прокате вы планируете поддерживать все национальные фильмы, все равно же существует некий отбор проектов. Как он происходит?
- Это решение экспертного и попечительского советов. В частности, в рамках этого конкурса поддержано девять проектов, два не получили поддержку. Это такие локальные региональные релизы, поэтому я логику экспертов понимаю. Мы должны поддержать баланс между вложенными в тот или иной проект средствами и ожидаемыми кассовыми сборами. И, естественно, мы должны смотреть, чтобы картины не мешали друг другу в прокате, и стараемся использовать этот рычаг, чтобы продюсеры договаривались между собой и "не откусывали" друг у друга зрителей.
- Как раз относительно релизов, на прошлой неделе вышло новое постановление правительства о выдаче прокатных удостоверений. В частности, теперь Минкультуры имеет право определять даты выхода в прокат фильмов. Будет ли это способствовать тому, что российские компании по аналогии с голливудскими мейджорами будут заявлять конкретные даты релизов – как минимум больших картин – за несколько лет?
- При проведении конкурса на господдержку Фонд кино всегда запрашивает планируемую дату релиза, понятно, что заранее – за два года – сказать с точностью до дня не всегда возможно. Безусловно, крупные голливудские блокбастеры заранее заявляют свои даты, но иногда и они двигаются. Даты выхода основной массы зарубежного кино вообще постоянно сдвигаются.
- А вы лично как к этой новой инициативе Минкультуры относитесь?
- Оценить эффективность системы мы сможем, только когда она заработает. Постановление правительства вступает в силу в начале июня этого года, и, наверное, что-то будет понятно к этому времени. Но не могу не отметить, что это тяжелейшая задача и прежде всего это вопрос компетенции тех людей, которые смогут 450 картин, которые у нас ежегодно выходят в прокат, как-то грамотно развести по датам, чтобы они собирали по максимуму. Даже на рынке, я боюсь, людей с такой компетенцией крайне немного. Может быть, механизм экспертного совета, который предполагается создать министерством культуры, поможет как-то применять этот инструмент разумно и эффективно. Либо он будет применяться не для всего массива релизов, а в крайних случаях, когда действительно рынок сам не может договориться. Наверное, в таких случаях это было бы даже справедливо.
- Фонд планирует принять участие в работе этих экспертных советов? Не было ли у вас уже каких-то переговоров с представителями министерства на этот счет?
- В подготовке проекта этого постановления мы не участвовали, и это не совсем наша инициатива. Думаю, если министерство культуры сочтет нужным включить в экспертный совет представителей Фонда кино, мы с удовольствием примем участие в такой работе. Мы, безусловно, ведем релизный план и стараемся вопросы пересечения дат урегулировать с продюсерами заранее, но понятно, что это бизнес и все договором не решишь.
- На попечительском совете также было принято решение поддержать студентов ВГИКа. Об этом говорил на правительственном совете по кино режиссер и преподаватель университета Владимир Хотиненко. Каков будет размер этой поддержки и механизм ее выделения?
- На правительственном совете Владимир Иванович Хотиненко рассказал, что около 100 студентов старших курсов из-за сложной экономической ситуации ежегодно покидает стены вузов. Это, конечно, не очень правильно. Тем более если это касается исключительно талантливых ребят. Из своего общения с преподавателями ВГИКа я знаю, что иногда они пытаются помочь таким студентам собственными средствами, но понятно, что зарплата не позволяет это делать в нужном объеме. Поэтому попечительский совет принял решение выделять пять миллионов рублей на оплату обучения талантливых студентов ВГИКа, находящихся в трудной жизненной ситуации, для того чтобы они могли закончить свою профессиональную подготовку. Мы договорились, что это пока будет ежегодной мерой, а дальше посмотрим. Этот грант позволит помочь закончить обучение более 20 студентов, которых будет отбирать ученый совет ВГИКа.
- В рамках программы кинофикации малых городов, которая стала одним из главных мероприятий Года российского кино, открылся первый кинозал в чеченском городе Шали. Насколько вас удовлетворил результат?
- По-моему, это очень хорошее начало для программы, потому что было заметно участие региона в подготовке этой площадки. Новый дворец культуры, который появился в Шали, имел зал, сделанный своими силами, но проекционного и звукового оборудования не было. Может быть, оно бы там появилось, но наша программа позволила им сделать намного быстрее. В каком-то смысле символично, что первая площадка открылась на Северном Кавказе, где вопрос досуга молодежи стоит особенно остро. Кинематограф, как мне кажется, идеальный вариант развлечения и воспитания. На открытии мы показали фильм "Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее", и зал очень позитивно его воспринял. Надеюсь, что с тем же удовольствием зрители будут принимать все новые российские фильмы, которые будут выходить в этом кинотеатре.
- Будете ли вы помогать таким кинотеатрам в общении с дистрибьюторами?
- С кинозалами, которые открываются в рамках нашей программы, много разных схем и ситуаций. В каких-то регионах по-прежнему работают киновидеообъединения, поэтому там с получением контента все значительно проще, потому что он сразу расписывается по всем кинозалам субъекта. Где-то – это частная коммерческая инициатива, объединенная в мини-сеть, причем не всегда ограниченную одним субъектом, где-то это будут "одиночки", которым мы в любом случае будем помогать. Мы надеемся их состыковать или с соседями, или с сетями, которые подписали соглашение с Фондом кино и министерством культуры. Сейчас мы обсуждаем с сетями возможность подключения одиночных кинозалов к их системе росписи. Понятно, что одному кинотеатру с таким количеством потенциальных зрителей выживать будет непросто. Но мы сейчас ведем работу и с продюсерами, и дистрибьюторами, чтобы они в рамках некоторой социальной функции обращали особое внимание на участников этой мини-сети, потому что я искренне верю, что единственная, пожалуй, внятная возможность прирасти по количеству зрителей и потенциальному боксу – это поход в регионы. Коммерческие сети работают в сегменте 500 тысяч жителей и показывают, что выше определенной черты они прыгнуть не могут. Так что надеюсь, что все заработает. Кроме того, сегодня мы объявляем вторую волну конкурса на поддержку открытия новых кинозалов в малых городах. Итоги этого конкурса мы подведем в июне. Совокупно первой и второй волной мы поддержим модернизацию более 400 залов.
- На правительственном совете по кино министр культуры Владимир Мединский сказал, что его не устраивает доля в 18%. Есть ли надежда, что в этом году она будет больше?
- В этом смысле я согласен с министром культуры, хотя объективности ради отмечу, что даже 18% – это результат серьезной общей работы. Мне бы хотелось, чтобы мы выходили на 25-30%. В той же Франции от 33 до 40% доли национального кино. Поэтому, безусловно, мы бы хотели подниматься от 18% – насколько резко и как высоко, покажет прокат картин, которых мы ждем весной ("СуперБобровы", "Экипаж"), а также крупных осенних релизов, таких как "Дуэлянт" и "Ледокол".
- Насколько снижающаяся платежеспособность населения отразится на сборах этих фильмов?
- Кино все равно остается наиболее доступным премиальным досугом. И тут вопрос даже не в платежеспособности населения, а в том, чтобы наши российские картины добивались статуса события, он не может быть присвоен кем-то, это или есть, или нет. И это даже не всегда связано с качеством. Условные "50 оттенков серого", собравшие более миллиарда рублей в нашем прокате, – хорошая иллюстрация к этому тезису. Будем надеяться на хорошие сборы, по крайней мере, я знаю, что наши кинокомпании пытаются сделать фильмы высокого качества и это у них получается.
Беседовала Мария Токмашева