1 июня 2016, 20:35

Картина потомка Екатерины II и Григория Орлова украсила фамильный особняк Бобринских

Картина графа Бобринского "После бури". Наталья Михальченко/ ТАСС
Картина графа Бобринского "После бури"

Полотно разместили в Голубой гостиной дворца Бобринских, где после реставрации в 2011 году открыли факультет свободных искусств и наук СПбГУ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 июня. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Графиня Татьяна Николаевна Бобринская подарила в среду Санкт-Петербургскому государственному университету живописное полотно "После бури" работы ее супруга, Алексея Николаевича, прямого потомка Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова, передает корреспондент ТАСС.

"Мне хочется плакать. Мой муж рисовал с очень раннего возраста и в семь лет выиграл приз во Франции. Переехав в США, он работал декоратором на американских фабриках по производству обоев, всю жизнь очень тяжело работал, а для души рисовал, иногда по ночам. Он всегда мечтал, чтобы его искусство было в России, и это случилось", - рассказала 94-летняя графиня Бобринская.

Полотно разместили в Голубой гостиной дворца Бобринских, где после реставрации в 2011 году открыли факультет свободных искусств и наук СПбГУ. Это одно из самых часто посещаемых помещений дворца. "Здесь есть для нее подвес", - заметил пресс-секретарь вуза Алексей Заварзин.

Говорящее название

"Живописное полотно "После бури" - вторая работа художника, которая находится в России. Еще одна картина - абстракция "Композиция" подарена Музею современного искусства в Москве", - пояснила корреспондент ТАСС галерист Татьяна Грант, организатор ряда выставок Бобринского за рубежом. "Алексей Николаевич не был очень плодовитым художником, он работал декоратором, это занимало почти все его время. На выставках показывалось около 30 работ, лучшие из них. Эта картина - одна из его любимых", - сказала Грант, отметив, что свет, песчаные дюны, сломанные ветви деревьев и примятую траву он рисовал в 1964 году по памяти под впечатлениями от поездки к друзьям на Лонг-Айленд (Нью-Йорк, США).

"Когда мы с дядей заводили разговор о том, что ему нравится, хочется, о чем он грустит, он говорил, что всю жизнь у него не было ощущения дома, и только когда он приезжал в Петербург, это ощущение возникало. Петербург так и не стал его постоянным домом, дядя ушел от нас в 2006 году, но его картина будет здесь, это очень важно, потому что его творчество - это выражение его души", - сказал на церемонии передачи полотна племянник художника Алексей Николаевич, единственный из Бобринских, постоянно живущий в России.

Экскурсия по родовому гнезду

Для Татьяны Николаевны Бобринской устроили экскурсию по дворцу Бобринских, показав парадные залы, отреставрированные и приспособленные под аудитории. "Про танцевальный зал дворца, где сейчас проходят конференции, есть запись в дневнике Пушкина, датированная 18 января 1834 года: "Балы у графа Бобринского одни из самых блистательных", - рассказала сотрудница СПбГУ Наталья Скворцова.

В среду во второй раз во дворец смогли попасть и журналисты. Впервые это случилось 18 апреля нынешнего года, когда КГИОП открыл дворец для осмотра в честь дня охраны памятников, заметила Скворцова. В обычные дни его интерьерами, выполненными в стиле классицизма, любуются только студенты и преподаватели СПбГУ.

После прогулки по анфиладе парадных залов в Малиновой гостиной для графини Бобринской устроили чаепитие. Малиновая гостиная - единственное помещение, где стены декорированы шелковыми панно, заключенными в золоченые рамы (при Бобринских аналогично были оформлены и другие парадные залы). Панно изображают играющих бабочек, ампирные вазы, наполненные цветами, гирлянды и лиры. Центр потолка расписан венком в форме эллипса, роспись внутри венка разделена на 8 сцен, изображающих вакханок, танцующих между ваз, и танцовщиц с лентами. "Гений места здесь чувствуется лучше, чем где-либо", - заметил на церемонии дарения, говоря о дворце, Алексей Заварзин. Во дворце, по его мнению, неслучайно размещается университет. "Многие из рода Бобринских учились и преподавали в первом университете России", - сказал он. К их числу относится и отец графини Татьяны Николаевны, Николай Сергеевич Тимашев. Он был профессором СПбГУ, после эмиграции преподавал социологию в Гарварде.

Труды отца

Татьяне Николаевне Бобринской от имени университета подарили электронную копию магистерской диссертации ее отца, которую он защитил в 1914 году и статью, написанную на основе докторской диссертации. "Сама докторская диссертация находится не у нас, а в Российской национальной библиотеке. Мы хотим сделать эту работу более доступной широкому кругу исследователей и читателей и предполагаем, что сможем издать докторскую диссертацию профессора Тимашева", - сказал Алексей Заварзин.

История рода Бобринских

Род Бобринских возник ещё в середине XVIII века. Родоначальником семьи был внебрачный сын императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова - Алексей. О происхождении его фамилии историки спорят до сих пор: по одной версии, оно связано с бобровыми шкурами, на которых младенца вынесли из дворца, по другой - с имением под названием Бобрики, где воспитывался будущий граф.

В 1796 году император Павел I, единственный законный сын Екатерины Великой, признал Алексея Григорьевича Бобринского братом и присвоил ему графский титул. Два года спустя граф Бобринский стал владельцем дворца на Галерной улице, в одном из исторических районов Петербурга.

Современный вид дворца относится к концу XVIII века. Тогдашний владелец участка - камергер, главный директор Ассигнационного банка, гдовский уездный предводитель дворянства Петр Васильевич Мятлев заказал перестройку дворца щвейцарскому архитектору Луиджи Руска. Это была его первая самостоятельная работа в России, после которой Руска сделал блестящую карьеру, став придворным архитектором.

Бобринские владели дворцом с 1798 по 1917 годы. После революции, по распоряжению Луначарского, имущество Бобринских было вывезено из дворца. Часть предметов попала в Эрмитаж: несколько портретов, 108 ящиков с фарфором, бронзой, гравюрами и книгами, обстановка Малиновой гостиной и часть обстановки Зеленой. Другая часть - серебряная утварь, отдельные издания фамильной библиотеки были распроданы. В довоенное время во дворце размещался историко- бытовой отдел Русского музея, советские учреждения и даже картографическая лаборатория. После снятия блокады Ленинграда в 1944 году дворец передали университету. Специалисты относят дворец Бобринских к выдающимся памятникам эпохи классицизма.