26 августа 2016, 01:37

Эрмитаж привез картину Вермеера "Географ" из Франкфурта-на-Майне для временной выставки

Руслан Шамуков/ ТАСС
Как подчеркнули в пресс-службе Эрмитажа, это единственная возможность увидеть Вермеера в России, поскольку его произведения не представлены в собраниях российских музеев

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 августа. /ТАСС/. Государственный Эрмитаж покажет российскому зрителю картину Яна (Йоханнеса) Вермеера "Географ", которую ему временно предоставил музей Штедель из Франкфурта-на-Майне. На сегодня это единственная возможность увидеть Вермеера в России, поскольку его произведения не представлены в собраниях российских музеев, сообщили в пресс-службе Эрмитажа.

"В зале школы Рембрандта в рамках цикла "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" открывается выставка картины "Географ" Йоханнеса Вермеера, одного из самых известных и вместе с тем загадочных мастеров Золотого века голландского искусства. В мире известно не более тридцати пяти его работ, а в музеях и коллекциях России нет ни одного произведения художника", - сказали в пресс-службе.

Картина "Географ" создана в 1669 году. Композиция небольшого "кабинетного" формата дважды подписана мастером. Кто именно изображен на картине, доподлинно неизвестно, но ландкарта на стене и модель земного шара на подставке послужили основанием для определения персонажа этой картины как географа. "Несомненно, создавая "Географа" художник не просто имел в виду ученого, занятого наукой, но вкладывал в образ более широкий философский смысл", - считают специалисты Эрмитажа.

На протяжении нескольких веков картина сменила множество владельцев и побывала в разных странах Европы. Теперь она принадлежит собранию Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне.

Эрмитаж уже не первый раз показывает у себя шедевры Вермеера. Ранее здесь выставлялись "Любовное письмо" и "Дама в голубом, читающая письмо". В отличие от произведений, ранее показанных в Эрмитаже, "Географ" отражает иную сторону сюжетного репертуара Вермеера.

Йоханнес Вермеер (1632-1675) - один из самых известных художников Золотого века Голландии, хотя общественное признание к его живописному наследию пришло лишь в середине XIX века. Его живописная техника, эксперименты с оптикой и перспективой, уникальная передача света, поэтический характер образов считаются непревзойденными по оригинальности и силе воздействия на зрителей. В ранний период творчества Вермеер предпочитал жанр пейзажа и религиозные сцены, позднее художник увлекся бытовой живописью. Многие его бытовые сцены относятся к популярному в XVII столетии жанру "картины-ребуса", в которой детали на втором плане становятся "ключом" к расшифровке всей сцены.