14 октября 2016, 11:33
Нобелевская премия

Критик: награждение Боба Дилана Нобелевской премией спорно

"Дилан обладает огромным влиянием как поэт-песенник и музыкант", однако с 1970-х годов его творчество было неровным и менее значимым, считает музыкальный критик Джим Бессман

НЬЮ-ЙОРК, 14 октября. /Корр. ТАСС Иван Пильщиков/. Награждение американского поэта и музыканта Боба Дилана Нобелевской премией в области литературы является праздником для поклонников рок-музыки, однако можно спорить о том, в какой степени это решение обосновано и справедливо по отношению к другим деятелям. Таким мнением поделился с корреспондентом ТАСС известный нью-йоркский музыкальный критик, сотрудничающий с журналом Rolling Stone и другими известными изданиями Джим Бессман.

Нобелевская премия 2016 года в области литературы была присуждена в четверг 75-летнему Дилану с формулировкой за "создание поэтических образов в великой американской песенной традиции". Постоянный секретарь Шведской академии Сара Даниус сравнила стихи американца с античной поэзией. "Гомер и Сапфо писали поэтические тексты, которые предполагалось исполнять под аккомпанемент музыкальных инструментов. То же самое и с Бобом Диланом", - отметила Даниус.

"Нет сомнения, что поклонники рока повсеместно будут ликовать в связи с присуждением Бобу Дилану Нобелевской премии по литературе, однако я в числе тех, кто поставил бы под вопрос то, насколько это обосновано, - признался Бессман. - Не может быть никаких сомнений, что Дилан обладает огромным влиянием как поэт-песенник и музыкант. Те принципы в фолк-музыке, которые использовал его кумир Вуди Гатри, Дилан поднял в начале 1960-х годов на новый уровень в поп-музыке, в его песнях, которые исполняли и многие другие, отражалось бурное для США десятилетие. В песнях "The Times They Are A-Changin", "Blowin’ in the Wind", "Masters of War", "With God On Our Side", "Only a Pawn in Their Game" затрагивались вопросы о войне, правах граждан, а также "конфликте поколений" между подростками и их родителями в таком стиле, который определенно стал новым направлением в популярной музыке".

"В 1965 году Дилан перешел от фолка к электрическому року, что стало противоречивым шагом, тексты его песен наполнились сюрреализмом, в них появился поток сознания, - отметил Бессман. - Это стало отличием от тех социальных и политических тем, которые затрагивались в его фолк-музыке". "Эти записи получили заслуженную высокую оценку за их мощь и экспрессию, но не думаю, что в смысле лирики они столь успешны, хотя эта лирика и открыла новые горизонты в плане песнетворчества в рок-музыке", - добавил критик.

Бессман также указал: "Полагаю, хотя и должен отметить, что здесь я в меньшинстве, что творчество Дилана с 1970-х годов было неровным (так считаю не только я) и менее значимым (мало кто еще придерживается этого мнения)". "Дилан перешел к периоду христианской музыки, к песням, которые отражали движение от средних лет к более преклонному возрасту, многие критики говорят, что эти песни сравнимы с его другими величайшими работам. А я бы с этим не согласился", - указал эксперт.

"Я также бы осмелился поставить под вопрос то, что лирика Дилана получила такое же большое признание как литература, и я бы указал на иных писателей, которые, как мне кажется, в этом отношении более достойны. Однако я понимаю, в какой степени творчество Дилана сыграло исключительную роль в развитии рок-н-ролла как литературной формы искусства, если он таковой формой является. Если является, то значение творчества Дилана сыграло именно такую роль".

Американский автор-исполнитель, художник, писатель и киноактер Боб Дилан на протяжении пяти десятилетий является культовой фигурой в рок-музыке. По версии журнала Rolling Stone, Дилан стал вторым после The Beatles по значимости исполнителем в истории музыки. Его песни "Blowin’ in the Wind" и "The Times They Are A-Changin" стали гимнами движения за гражданские права и антивоенного движения в США.

В 2008 году Дилан получил Пулитцеровскую премию "за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы".