15 марта 2017, 19:20

"Смешарики" и "Три богатыря": главные события фестиваля анимационного кино в Суздале

Кадр из мультфильма "Муха", режиссер А. Сафина. Пресс-служба Открытого российского фестиваля анимационного кино
Кадр из мультфильма "Муха", режиссер А. Сафина

15 марта стартовал Открытый российский фестиваль анимационного кино

В среду в Суздале стартовал XXII Открытый российский фестиваль анимационного кино. Он пройдет с 15 по 20 марта. ТАСС поговорил с режиссером-аниматором, членом селекционной комиссии фестиваля Сергеем Мериновым и киноведом Аленой Сычевой о главных авторах и работах смотра в Суздале.

Конкурс короткометражных фильмов

Президент гильдии профессионалов Ассоциации анимационного кино, член селекционной комиссии Открытого российского фестиваля анимационного кино Сергей Меринов в программе короткометражных фильмов выделил работы "Рыбы, пловцы, корабли" Дмитрия Геллера, "Среди черных волн" Анны Будановой и "Два трамвая" Светланы Андриановой. Однако, как отметил режиссер-аниматор, его любимый фильм на этом смотре — "Ежик, который совсем не ежик" Алексея Игнатова.

Есть безусловные шедевры, которые являются фаворитами в этом году. Это и "Два трамвая", и "Среди черных волн", и "Рыбы, пловцы, корабли", и "9 способов нарисовать человека" Александра Свирского, который работает в своей интересной технике свободной анимации. Вместе с тем есть работы на любителя, у которых есть отдельные фанаты. К таким относится фильм Алексея Игнатова "Ежик, который совсем не ежик". Это детская история, которая сделана с характерным авторским почерком и интонацией. Но, возможно, она не всем оказывается понятна
Алена Сычева
киновед

 

Конкурс дебютных фильмов

Алена Сычева подчеркнула, что в этом году в дебютной программе больше работ, чем в конкурсе полнометражного кино. "Это вселяет некоторую надежду. Через несколько лет эти молодые режиссеры придут в индустрию и смогут снимать достойный полный метр, хотя это, конечно, совсем разные истории", — сказала киновед. Она также отметила, что многие дебютанты работают в серии так называемого авторского кино.

"Они снимают такой анимационный артхаус. Сюрреализм в фильме "Супный день", путешествие кота по какому-то фантастическому пространству в картине "Котмос". "Большой бууум" — это философское размышление о создании мира. Снимать простые истории не всем подвластно. На самом деле это сложнее — снять простую и понятную обычную смешную историю", — считает Сычева. 

Мне больше всего понравилась "Тучка и кит", сделанная в Екатеринбурге. Это такая нежная история дружбы и женственности. Еще, пожалуй, я выделила бы картину "Добро пожаловать". Может быть, она не претендует на звание заметной и яркой (учитывая, что для режиссера Полины Кутукиной это первая серьезная работа), но здесь получилась хорошая внятная история человеческих взаимоотношений, бездиалоговая и интонационно хорошо выдержанная. Плюс это кукольная анимация. Хорошо, что ребята осваивают не только новые технологии (понятно, что сейчас без компьютеров ничего не делается), но и классическую технику кукольной анимации
Алена Сычева
киновед

Также Алена Сычева выделила фильм "Кнопка" Михаила Куликова. "Работа не детская, но о детстве: о воспитании, об ответственности. Сделано это в характерной для Екатеринбурга, скрупулезно нарисованной классической анимации. Думаю, что этот фильм — претендент на высшие награды фестиваля", — рассказала киновед.

Сергей Меринов в конкурсе дебютных фильмов отметил работу Натальи Грофпель под названием "Письма куклы". Кроме того, он выделил ленту "Смолы лип" Ольги Гречановой.

Гречанова — недавняя выпускница ВГИКа. На фильм "Смолы лип" деньги собирали с помощью краудфандинга — на Kickstarter и Planeta.ru. В результате получилось создать безумно красивое, сложное кукольное кино о поисках света в себе, которое будет понятно и детям, и взрослым
Сергей Меринов
президент гильдии профессионалов Ассоциации анимационного кино, член селекционной комиссии Открытого российского фестиваля анимационного кино

Конкурс студенческих фильмов

По словам Алены Сычевой, традиционно максимальное внимание специалистов приковано к студенческому конкурсу. Киновед отметила, что уже несколько лет подряд именно эта программа представляет самые интересные темы. "Действительно большая плеяда студентов, которая приходит в профессию. Это вселяет надежду на изменение индустрии, изменение лица анимации", — заявила она.

Сергей Меринов также отметил, что в этом году представлена очень хорошая и сильная студенческая программа. В частности, фильмы школы-студии "Велосипед" Михаила Алдашина.

У его студентов прекрасные минутные фильмы, например "Апорт" и "Козлы". Хотя там больше фильмов хороших, конечно: "Тип-топ" Аллы Вартанян, "Экспресс "Зипуны — Гавана" и другие. Но школа "Велосипед" — это одно из самых ярких событий фестиваля
Сергей Меринов
президент гильдии профессионалов Ассоциации анимационного кино, член селекционной комиссии Открытого российского фестиваля анимационного кино
Фильм "Апорт" очень мастерски сделан с точки зрения дизайна. Собаки, которые бегут за мячом, в какой-то момент превращаются в линии, какие-то пятна — за счет быстрого движения. В этом смысле работа сделана очень стильно. "Козлы" — это короткий скетч, в котором Катя Филиппова, автор работы, демонстрирует блестящее владение смешным
Алена Сычева
киновед

Конкурс прикладной анимации

И Сергей Меринов, и Алена Сычева в конкурсе прикладной анимации и сериалов отметили Василия Волкова — режиссера и художника из Белоруссии. "Это что-то настолько свежее и необычное, что привлекает внимание", — заявил президент гильдии профессионалов Ассоциации анимационного кино.

По словам Алены Сычевой, Волков приехал на смотр в Суздале впервые. "Он только в этом году узнал про существование нашего фестиваля и подал огромное количество заявок с самыми разными фильмами", — рассказала киновед.

Помимо Волкова, в программе прикладной анимации Сергей Меринов обратил внимание на еще одну работу Натальи Грофпель "Кто такой Лексикон?". "Наташа в этом году вообще очень хорошо выступила, как с "Письмами куклы", так и с этой работой", — сказал он.

Конкурс сериалов

Среди сериальных работ Сычева также выделила "Буренку Дашу" Василия Волкова. "Как выяснилось, этот сериал имеет огромную популярность в интернете. Это экранизация известных песен (например, "Два веселых гуся", участвующий в конкурсной программе), совмещенных с караоке", — пояснила Сычева.

У этого всего очень хорошая интонация, ведь мультики для детей делать вообще непросто. Нужно, чтобы мультфильм был со вкусом сделан, чтобы нес какую-то воспитательную функцию и чтобы ребенку было интересно. Здесь все эти требования соблюдены. Так что Волков является для нас таким открытием этого года. У него тоже очень хорошее чувство юмора, которое он воплощает не только в прикладной анимации, но и в сериалах. Там полностью отражено его умение чувствовать детскую аудиторию и внимание к тому, что им интересно и близко
Алена Сычева
киновед

Конкурс полнометражных фильмов

По словам Сергея Меринова, в конкурсе полнометражных фильмов можно было бы выделить лишь ленту "Смешарики. Легенда о золотом драконе".

На самом деле я бы только "Смешариков" и выделил. Остальные, честно говоря, не дотягивают. "Синдбад. Пираты семи штормов", возможно, еще близок по уровню, потому что это новая студия, новое высказывание. Посмотреть нового режиссера на этом поприще интересно
Сергей Меринов
президент гильдии профессионалов Ассоциации анимационного кино, член селекционной комиссии Открытого российского фестиваля анимационного кино

Алена Сычева выразила похожую позицию. По ее словам, на конкурсе было представлено большое количество фильмов, но сильных работ там не так уж много. "Некоторые ленты действительно слабоваты — что "Богатырша", что "Бременские разбойники". "Смешарики" сделаны очень профессионально. Но в этом году нет фильмов вроде "Снежной королевы", которые могли бы на таком же уровне представить этот формат полнометражной анимации", — заключили она.

"Три богатыря и Морской царь", пожалуй, наравне со "Смешариками". Это франшиза, уже известная история. Создатели на хорошем, приличном уровне сделали еще одну серию, хотя в чем-то новые фильмы у них не совсем удачно получаются
Алена Сычева
киновед

Тимур Фехретдинов