8 июня 2017, 09:00

В Нью-Йорке завершается первый цикл "Русских сезонов"

Цикл начался в октябре 2016 года

НЬЮ-ЙОРК, 8 июня. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Первый цикл "Русских сезонов" - вечеров, посвященных русской культуре, - завершается в Нью-Йорке. Литературно-музыкальные салоны, получившие свое название по аналогии со знаменитым дягилевским проектом начала прошлого века, ежемесячно проходили в музее Николая Рериха начиная с октября прошлого года. С тех пор они стали центром притяжения русскоязычных литераторов и музыкантов, находящихся в Соединенных Штатах, рассказал в беседе с корреспондентом ТАСС их организатор - поэт, журналист и издатель Геннадий Кацов.

По его словам, "основная идея проекта в том, что на Манхэттене, в антураже картин Рериха, выступают проживающие в США русскоязычные литераторы и артисты - такое вот единство русской музыкальной школы с современной русской литературой". "Наша цель - привлечь внимание к разнообразным талантам тех, кого в Америке называют русскими, то есть выходцев из стран бывшего СССР, говорящих и пишущих по-русски", - пояснил организатор "Русских сезонов".

Семь вечеров

Кацов считает, что сейчас в США можно встретить немало хороших русскоязычных литераторов и музыкантов. "Я живу в Нью-Йорке с 1989 года, но такой высокой концентрации представителей русской словесности не припомню, и это без преувеличения, - сказал он. - Подобное единение русского слова и музыкального исполнительского мастерства на протяжении всего театрального сезона в Нью-Йорке происходит впервые". Посещение вечеров в музее Рериха, существующем с 1924 года, бесплатное, и каждый раз они проходят с аншлагом.

В программе "Русских сезонов" уже были встречи с писателем Александром Генисом, поэтами Владимиром Гандельсманом, Мариной Темкиной, Григорием Стариковским и Павлом Грушко, прозаиками Ольгой Исаевой и Славой Полищук. Состоялись выступления кларнетиста Юлиана Микиса, пианистки Евгении Пилявиной, скрипача Артура Кагановского. Заключительный вечер, запланированный на 8 июня, будет посвящен творчеству Геннадия Кацова.

Геопоэтика вместо геополитики

Не так давно под началом Кацова была опубликована поэтическая антология под названием "НАШКРЫМ", куда вошли стихи о Крыме 120 русскоязычных авторов из 10 стран. Вокруг сборника и его названия разгорелись нешуточные дебаты. "Для меня, родившегося в Евпатории, как и для составителя альманаха - московского поэта, урожденного крымчанина Игоря Сида, тема всего, что связано с Крымом после присоединения полуострова к России, очень важна, - признался он. - Именно поэтому мы выпустили в издательстве KRiK поэтический альманах, изначально манифестированный как миротворческий".

"Наш основной посыл заключался в том, что Крым - это место для художников, поэтов, музыкантов, это что-то теплое и по-детски открытое, исторически принадлежащее разным культурам и музам, - сказал Кацов, - и геополитика должна уступить место геопоэтике: Крым не там, где скрещиваются политические амбиции. Но выход сборника был воспринят по-разному, мнения были высказаны самые противоположные".

"Однако я считаю, что свою задачу антология выполнила, возбудив споры, бурные дискуссии и заставив людей рассуждать на эту тему, - отметил издатель. - Кроме того, в антологии представлены действительно замечательные стихи о Крыме, что решило и творческую задачу".

"Политика и вчера была, и сегодня является частью культуры, и этому в огромной степени способствуют современные технологии подачи информации, - признал Кацов. - Мы наблюдаем специфическую эпоху - исчезновение в ней реальности путем создания облачного массива имитаций, изобретение в массмедиа "фейковых новостей", исключающих ценность текста как носителя объективной информации и устраняющих "журналистику факта".

"Похоже, что культура сегодня не только не примиряет политических оппонентов, а, напротив, иногда способствует их разъединению. Нынче акция, перформанс, выставка, биеннале, роман, постановка, в которых нет политики, крови, агрессии, подыгрывания "восстанию масс", едва ли находят понимание", - с сожалением отметил Кацов.