БАНГКОК, 11 сентября. /Корр. ТАСС Алексей Сковоронский/. Бангкокский международный фестиваль танца и музыки открылся в понедельник в столице Таиланда балетом "Катя и принц Сиама" в исполнении артистов Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.
Фестиваль, который проходит в Бангкоке в 19-й раз, давно приобрел славу одного из главных событий в культурной жизни Таиланда. Премьера собрала полный зал. Среди зрителей были члены королевской семьи, российские и иностранные дипломаты, а также известные таиландские деятели культуры и искусства.
"Я выбрал именно этот балет [для открытия фестиваля], поскольку он рассказывает тайско-русскую историю и как нельзя лучше демонстрирует глубину связей между нашими народами, - рассказал ТАСС организатор фестиваля, продюсер Джаспал Сингх Уберой. - К тому же в этом году исполнилось 120 лет с момента установления дипломатических отношений между Таиландом и Россией, так что мы сделали подходящий выбор, чтобы подчеркнуть наши прочные связи".
Впервые в Бангкоке
Для Таиланда уральская версия балета "Катя и принц Сиама" – это все-таки премьера, несмотря даже на то, что впервые постановка на музыку главного дирижера Президентского оркестра РФ Павла Овсянникова была представлена именно в Бангкоке. В декабре 2003 года таиландская публика рукоплескала артистам "Кремлевского балета" под руководством народного артиста России Андрея Петрова. Впоследствии эту постановку нигде кроме Бангкока так и не увидели, а екатеринбургский театр решился на собственное прочтение балета лишь в 2011 году.
Либретто к постановке было создано известной писательницей Яной Темиз, а хореографию поставил заслуженный артист Эстонии Василий Медведев. Все тот же Павел Овсянников специально для премьеры написал новые музыкальные фрагменты. Таиланд с гастролями Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета посетил примерно за год до той премьеры и вот только теперь вновь вернулся в Бангкок, чтобы впервые представить здесь свою самую "тайскую" постановку.
Джаспал Сингх Уберой впервые организовавший фестиваль в Бангкоке 19 лет назад, является большим ценителем русской оперы и балета. За эти годы афиша фестиваля редко оставалась без театров из РФ, а в 2010 году с подачи таиландского продюсера народный артист РСФСР Борис Тищенко написал реквием "Покой вечный", посвященный принцессе Гальяни Вадхана, старшей сестре ныне покойного короля Пумипона Адульядета (Рама IX).
Постановка "Катя и принц Сиама" – это тоже один из заказов Джаспал Сингха Убероя, рассказал корр. ТАСС директор Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета Андрей Шишкин, прибывший вместе со своими артистами в Бангкок. "Если я не ошибаюсь, этот балет был на сцене уже более 50 раз, но за шесть лет, которые существует постановка, в Таиланд мы ее привезли впервые. Конечно, очень хотелось показать балет в Бангкоке, но все время что-то мешало", - говорит Шишкин.
В свою очередь посол России в Таиланде Кирилл Барский считает весьма символичным, что балет "Катя и принц Сиама" жители Таиланда увидят в год 120-летия установления дипломатических отношений между странами, поскольку над постановкой работали и таиландские хореографы. "Несколько лет назад по просьбе руководства театра Екатеринбург посетила госпожа Танпуин Ворапон Прамот, известный таиландский балетмейстер, сама в прошлом балерина и жена члена Тайного совета при короле Таиланда, знаменитого скрипача Усни Прамота. Она помогла российским танцовщикам и балеринам освоить технику тайского танца, научила их, как правильно выполнять ритуальные поклоны, двигаться в присутствии королевских особ", - сообщил ТАСС Барский.
Почувствовать Сиам
О постановке "Катя и принц Сиама" ее заказчик Джаспал Сингх Уберой сам отзывается весьма восторженно. "Очень тщательно проработаны все детали, включая костюмы, чтобы наиболее точно отразить тот период времени. Кроме того, музыка Павла Овсянникова – это же современная классика", - поделился впечатлениями устроитель фестиваля.
Премьера балета в Бангкоке собрала полный зал Таиландского культурного центра. Среди зрителей были члены королевской семьи, российские и иностранные дипломаты, а также известные таиландские деятели культуры и искусства.
Одним из гостей вечера стала издатель и писательница Нариса Чакрабон, по одноименной книге которой и был поставлен балет "Катя и принц Сиама". "Мне очень нравится этот балет, поскольку постановщику и хореографу удалось передать ощущение настоящего Сиама. – рассказала корр. ТАСС писательница. – Также прекрасно проиллюстрирована сама суть любовной истории и ее печальное окончание". Нариса Чакрабон - внучка главных героев ожившей на сцене истории – принца Чакрабона и русской подданной Екатерины Десницкой. В соавторстве со своей тетей Айлин Хантер в 1995 году она выпустила книгу, где все перипетии в судьбе главных героев описаны с документальной точностью, благодаря письмам и дневникам из семейного архива.
Катя и принц Сиама
Пятнадцатилетний принц Чакрабон, сын короля Чулалонгкорна (Рама V), был отправлен на учебу в Санкт-Петербург под личную опеку императора Николая II в 1898 году. В России он провел восемь лет, окончив Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, а после служил в Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Из Петербурга в Бангкок принц вернулся не один, а с молодой супругой, дочерью судьи из Луцка Екатериной Десницкой. По пути они тайно обвенчались по православному обычаю в одной из церквей Константинополя.
Появлению невестки-иностранки при дворе сиамского короля мало кто обрадовался. Сам Рама V жену сына и его брак так и не признал, несмотря даже на то, что королева Саувапха, его супруга, благоволила Кате и особенно ее сыну принцу Чуле. Впоследствии "скандальный" брак Чакрабона после восхождения на престол признал его брат король Вачиравуд (Рама VI) . Он даже присвоил Кате королевскую награду как официальной невестке - орден Чула Чом Клао второй степени. Тем не менее, не имеющая аристократического происхождения, Екатерина Десницкая так и не стала сиамской принцессой. Подданные "королевства улыбок" называли ее мадам де Пхитсанулок, поскольку Чакрабон был принцем именно этой провинции на севере страны.
Катя и Чакрабон вместе пережили немало испытаний, однако брак им так и не удалось сохранить. В то время, пока Десницкая путешествовала по Японии и Канаде, принц увлекся своей юной кузиной Чавалит – королевские браки в Сиаме тогда были полигамными, а связь с кровными родственниками не считалась зазорной. Не захотел он расставаться с новой пассией и после возвращения законной супруги.
Оставив сына Чакрабону, Екатерина Десницкая покинула Сиам и уже через несколько лет вновь вышла замуж за американского инженера. Король Рама VI не разрешил брату жениться повторно, однако не препятствовал его сожительству с юной Чавалит. Их совместная жизнь продолжалась недолго – в 1920 году Чакрабон умер от испанки, а его сын принц Чула был отправлен на учебу в Великобританию. Как и его отец много лет назад Чула впоследствии женится на иностранке незнатного происхождения. Очередной морганатический брак – причина, по которой его дочь Нариса Чакрабон формально не является членом королевской семьи Таиланда, несмотря на то, что фактически остается правнучкой могущественного короля Чулалонгкорна.
Под патронатом принцессы
Кроме двухактного балета "Катя и принц Сиама" в Бангкоке екатеринбургский театр также покажет свою постановку "Золушка" на музыку Сергея Прокофьева. Далее "русские сезоны" в Таиланде продолжит Башкирский государственный театр оперы и балета со спектаклями "Корсар" и "Спартак" в постановке Юрия Григоровича.
Впервые Бангкокский фестиваль танца и музыки прошел в Таиланде в 1999 году в честь ныне покойного короля Таиланда Пумипона Адульядета. Фестиваль проходит под патронатом старшей дочери монарха - принцессы Сириндон, которая обычно лично принимает участие в отборе артистов для шоу, а также посещает многие выступления. В этом году культурный смотр продлится с 11 сентября по 19 октября и объединит артистов из России, Германии, Дании, Испании, США, КНР, Литвы и Франции.