28 ноября 2017, 20:23

Кончаловский "построил" Сикстинскую капеллу для своего нового фильма о Микеланджело

Андрей Кончаловский (сидит). Пресс-служба продюсерской компании Jean Vigo Italia
Андрей Кончаловский (сидит)

При подготовке декораций тщательно изучались архивные документы

РИМ, 28 ноября. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. Российский режиссер Андрей Кончаловский "построил" Сикстинскую капеллу для своего нового фильма о Микеланджело. Папская часовня была восстановлена в римских киностудиях, где завершаются съемки картины под рабочим названием "Грех. Видения".

Как рассказал на встрече с журналистами, допущенными во вторник на съемочную площадку, художник-постановщик Маурицио Сабатини, при подготовке декораций были тщательно изучены архивные документы". "На самом деле свидетельств того, какой была капелла до Микеланджело, не так много", - поделился он. Художник рассказал о том, как на почти 500 лет назад возвращались площади Флоренции, Рима и Каррары, где находятся знаменитые мраморные карьеры, для того, чтобы воссоздать время, в которое жил герой.

Сабатини, работавшему с такими знаменитыми итальянскими режиссерами, как Эрманно Ольми, Джузеппе Торнаторе, Лилиана Кавани, а также на "оскароносной" картине Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна" (La vita e bella, 1997), пришлось проявить немало фантазии и творчества, чтобы восстановить во всей аутентичности условия, в которых жил Микеланджело, потому что даже в Риме многое не сохранилось со Средних веков. Как не сохранился квартал, где находилась его римская мастерская, - почти на Римском форуме. "Сейчас от того района, выросшего в Средние века над форумами, осталась одна арка. И тут мне пришла спасительная идея", - рассказал он. В итоге вход в мастерскую снимали под арками Театра Марцелла.

На Вилле Джулия, где расположен музей этрусков, воссоздавался интерьер Ватикана. В один из съемочных дней туда привели настоящего слона. Речь идет об историческом эпизоде, когда папе Льву Х подарили белого слона.

Но сложнее всего, по признанию Сабатини, снимать было в карьерах. Многие задействованные в ленте - простые люди, живущие в тех местах. По его словам, подбирались "типажи", "люди из прошлого". Фотограф Саша Гусов создал специальный альбом с их фото, и копии были подарены на память добровольным участникам проекта.

"Не биография, а видения"

Первоначально планировалось назвать фильм "Монстр. Видения". "Монстр" - это огромный цельный блок мрамора, который Микеланджело хотел использовать для своего лучшего шедевра. В центре повествования - несколько лет из жизни Микеланджело, на которые пришлись одни из его самых значимых работ, включая роспись свода Сикстинской капеллы (сюжетами из Ветхого завета), а также скульптуру Давида, установленную во Флоренции. Но, как говорит сам Кончаловский, это - не автобиографический фильм.

"Мне хочется передать не только суть характера Микеланджело, но также вкус и запах той эпохи, полной вдохновенного и прекрасного, а наряду с этим кровавой и безжалостной, - подчеркивает Кончаловский. - На создание фильма меня подтолкнуло желание рассказать миру, современной молодежи, у которой очень короткая память, о величии фигуры Микеланджело". Кончаловский признался, что эта самая сложная картина, которую он снимал.

Микеланджело играет итальянский актер Альберто Тестоне. "Работать с Кончаловским для меня все равно, что работать с отцом. Он - прекрасный режиссер, с совершенно ясными идеями, он всегда помогает и умеет управлять актерами, а также крайне внимателен к деталям", - рассказал актер корреспондент ТАСС.

В ленте задействован и немец Якоб Диль, который сыграл в предыдущим фильме Кончаловского "Раи" (2016). "Этот фильм совершенно другой. Работать с Кончаловским - это исполнение мечты. Он - мой любимый режиссер, и я благодарен и горд тем, что работаю с ним во второй картине", - сказал актер в беседе с корреспондентом ТАСС.

Предполагается, что картина, снятая полностью на итальянском языке, выйдет на экраны в сентябре. Специалисты не исключают, что она может быть представлена на конкурс Венецианского кинофестиваля, на котором "Серебряными львами" были отмечены два последних фильма Кончаловского - "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014) и "Рай" (2016).

Совместное производство

Производство картины осуществляет Фонд Андрея Кончаловского по поддержке кино и сценических искусств совместно с итальянской компанией Jean Vigo Italia при участии Благотворительного фонда "Наука, искусство и спорт", Министерства культуры РФ, а также Первого канала и итальянского Rai Cinema. Общий бюджет - €15 млн, 80% финансирования лежит на российской стороне и 20% приходится на долю итальянцев. При этом лента, в которой задействовано множество простых людей, живущих там, где проходили съемки, полностью на итальянском языке.

Как корреспонденту ТАСС рассказали в фонде "Искусства, наука и спорт", новый фильм Андрея Кончаловского поддержал лично его глава Алишер Усманов, который принимает активное участие в сохранении российско-итальянского культурного наследия и удостоен ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой" степени Командора. Предприниматель уделяет большое внимание проблемам незрячих людей, поэтому ленту планируется выпустить с тифлокомментариями (аудиодескрипцией - специальным профессиональным описанием для незрячих или слабовидящих людей).

Как корреспонденту ТАСС сообщила глава итальянской продюсерской компании Jean Vigo Italia Эльда Ферри, планируется, что лента выйдет в Италии в сентябре 2018 года.