МОСКВА, 16 декабря. /Корр. ТАСС Анастасия Силкина/. Композитор, пианист, народный артист СССР Родион Щедрин в субботу отмечает 85-летие. Музыкант остается востребованным, хотя и старается сократить число проектов.
"Никаких контрактов с театрами сейчас нет. Но предложений много - больше, чем мог бы справиться", - признался журналистам Щедрин.
В преддверии юбилея он рассказал о только что законченном сочинении для хора а капелла, построенном на русских народных пословицах. "Могу сослаться на свою любимую жену (балерину Майю Плисецкую - прим. ТАСС), она считала, что все философы мира - ноль по сравнению с 10-14 русскими пословицами. Первая пословица из этого цикла: "Сладок будешь - расклюют, горек будешь - расплюют". Мне кажется, что в этом великая мудрость", - отметил композитор.
Несмотря на солидный возраст, Щедрину удается выдерживать сложный график, как он сам его характеризует, "а-ля Валерий Гергиев" (руководитель Мариинского театра). "Сейчас два концерта в Москве (фестиваль в честь композитора стартовал в Московской филармонии 15 декабря - прим. ТАСС). 17 декабря я улечу обратно в Мюнхен (Щедрин живет в Германии - прим. ТАСС), где Гергиев будет исполнять "Очарованного странника". Потом 21 [декабря] возвращаюсь в Москву, а 23 уже поеду в Петербург, где хочу встретить и Новый год", - рассказал он о ближайших планах.
"Счастливейший музыкант"
"Я себя громко отношу к счастливейшим музыкантам, потому что у меня были прекрасные отношения с Евгением Светлановым, который играл массу моих сочинений, с Юрием Темиркановым, который приезжал в Москву в Большой театр ставить "Мертвые души", с Геннадием Рождественским. Мне удалось и с Леонардом Бернстайном работать, из инструменталистов - с Эдуардом Грачом, со Славой Ростроповичем", - признался Щедрин и с шуткой добавил, что не хотел бы, чтобы ему сильно завидовали.
По словам композитора, каждое произведение меняется в зависимости от того, в чьи руки попадают ноты. "Нынешние исполнители совершенно по-другому чувствуют произведения", - без упрека добавил он. "Я бесконечно рад, что к этому возрасту я имею таких великих музыкантов, которые благосклонны к тому, что я делал и делаю", - подчеркнул Щедрин.
"Я принадлежу к тому виду композиторов, которые уже сделанное не корректируют. Я был близко дружен с Андреем Вознесенским, которому принадлежит такая фраза: "Не отрекусь от каждой строчки прошлой". Конечно, какие-то сочинения мне кажутся совсем наивными, но менять их не хочу", - заметил он.
Тем, кто только встает на музыкальный путь, Щедрин советует одно: "Верь самому себе!". "Каждый выбирает свой путь, своих кумиров, свою музыкальную веру. Наблюдая за теми, кого я отметил прежде для себя, я с горечью вижу, как они себя начали корректировать под мнение критика, дирижера, коллеги, учителя. Мне кажется, это главная опасность для молодого музыканта", - заметил он.
Карьера
Родион Щедрин родился в Москве в семье композитора, музыкального педагога и экономиста.
Оглядываясь назад, Щедрин признает самую важную роль в своем становлении как музыканта за Московским хоровым училищем, в то время возглавляемым дирижером и хормейстером Александром Свешниковым. "Несмотря на то, что мой отец был музыкантом и меня пытался учить музыке, если бы я не попал в хоровое училище, если бы я семь лет не жил в интернате, не пел бы каждый день с девяти до половины одиннадцатого, до 1950 года буквально при военной дисциплине, я бы не был музыкантом", - предположил он.
Встречи с пианистами Эмилем Гилельсом и Святославом Рихтером в стенах училища предопределили судьбу Щедрина. "Это была пьянящая радость! Тогда я и стал тянуться к роялю", - вспоминает композитор.
Первый же балет Щедрина - "Конек горбунок" (1960 год) - был поставлен на сцене Большого театра. Оперы, балеты, симфонии и концерты. Слава музыканта росла с каждым новым произведением. В 1973 году Щедрин возглавил Союз композиторов РСФСР и занимал пост председателя организации до 1989 года.
Творчество композитора отличает частое обращение к сюжетам крупнейших русских писателей Гоголя, Лескова, Толстого, Чехова, Набокова и фольклору. В золотой фонд отечественной музыкальной культуры вошли балеты "Анна Каренина", "Чайка", оперы "Не только любовь", "Лолита", "Очарованный странник", симфонические и камерные музыкальные сочинения, музыка к фильмам "Высота", "Нормандия - Неман", "А если это любовь?", другие произведения Щедрина, которые исполняются на лучших мировых и российских сценах.