МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Неприязнь германского канцлера Ангелы Меркель к русским объясняется тем, что в детстве в Восточной Германии советский солдат украл у нее велосипед. Как пишет в своей книге бывший руководитель железнодорожной монополии "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин, именно такое объяснение дала ему сама Меркель.
В книге, вышедшей 12 апреля в издательстве Biteback Publishing, Якунин описывает свою жизнь в разные периоды, подробно рассказывает о своей работе на посту руководителя крупнейшей инфраструктурной монополии и делится воспоминаниями о различных людях, с которыми его сводила жизнь и работа, включая руководителей государств. Книга "Коварная колея", опубликованная на английском языке, одновременно выходит в двух форматах - бумажном и электронном - и будет доступна к продаже на сервисе Amazon.
"Я помню, как в 2008 году спросил президента Siemens Петера Лёшера, почему на встречах с русскими канцлер Ангела Меркель общается через переводчика, ведь она родилась в Восточной Германии и хорошо говорит по-русски. Я всегда считал так: если я знаю хоть одно слово по-китайски, я его использую; если я знаю три слова на немецком, я их использую. Я не мог понять, почему человек, знающий русский язык так хорошо, как Меркель, не говорит на нем во время поездок в Россию, - складывалось впечатление, что она была в плену некой фобии", - пишет Якунин.
По его словам, спустя две недели ему представилась возможность лично пообщаться в Берлине с Меркель.
"Она поприветствовала меня у дверей приемной и сразу же начала говорить со мной на русском. Она сказала: "Господин Якунин, вы правы, я действительно боюсь говорить по-русски. Когда я была ребенком, советский солдат украл мой велосипед, и с тех пор я испытываю чувство, которое, я полагаю, можно назвать неприязнью по отношению к русским", - процитировал Якунин канцлера.
"Я сразу же ответил: "Госпожа Меркель, за углом есть большой универмаг. Если бы я хоть на одну секунду мог представить себе, что это вылечит вашу рану, я бы сейчас же кинулся туда и скупил бы все велосипеды, которые у них есть, но я не уверен, что это поможет", - сказал он.
"Друг Хуан Карлос"
Якунин приводит обратный пример теплого отношения со стороны представителя другой крупной страны - Испании. По его словам, судьба свела его с Хуаном Карлосом I, тогдашним королем Испании.
"В юности молодой король подружился с молодым человеком, который позже возглавит компанию, создавшую поезда Talgo. Когда в 2000-х годах я вернулся в Испанию в составе делегации РЖД, меня пригласили на встречу с Хуаном Карлосом. Испанский король, как мне сказали, был чрезвычайно заинтересован в положительном результате сделки. Мы поговорили, и я уехал под сильным впечатлением от его теплоты и простой, демократичной манеры держаться", - вспоминает Якунин.
По его словам, однажды у него раздался звонок мобильного телефона. "Сперва я не мог понять, с кем разговаривал. "Кто это?" - спросил я в недоумении. "Это я, твой друг Хуан Карлос", - ответил голос на другом конце линии", - пишет Якунин.
Путин - переговорщик
Якунин, в частности, рассказывает в книге и о своем знакомстве и общении с президентом России Владимиром Путиным. По его словам, лично с ним он познакомился в начале 1990-х в Санкт-Петербурге, когда Якунин занимался проектами по привлечению инвестиций в регион, а Путин занимал пост вице-мэра, отвечавшего за внешнеэкономические связи.
"Не думаю, что кто-то из нас тогда мог представить себе будущее, которое нас ждет нас и тем более нашу страну. Я считаю, что после избрания на пост президента в 2000 году Путину прежде всего удалось предотвратить распад страны, создать стабильную политическую систему, сформировать четкую структуру управления и переформатировать взаимоотношения бизнеса и государства", - пишет Якунин.
По его словам, в советское время выходец из Санкт-Петербурга вряд ли бы смог достичь таких высот, как Путин: "Близость к западным странам, демократические традиции, дерзко настроенная интеллигенция и настойчивое стремление к свободе - все это делало жителей города подозрительными кандидатурами для аппарата коммунистической партии".
"Однако Путин обладал одним важным качеством, выделявшим его на фоне почти всех его коллег, - он держал слово. Это стало одним из факторов, которые позволили ему занять этот пост", - считает экс-глава РЖД. Кроме того, по мнению Якунина, Путин является прекрасным переговорщиком, умеющим убеждать и уговаривать.
"Возможно, один из самых ярких примеров - это то, как Путин сделал союзником Ахмата Кадырова, одного из чеченских лидеров, который на протяжении нескольких лет был убежденным противником России. Когда Кадыров наконец был задержан, Владимир Путин немедленно организовал с ним встречу. Не знаю, о чем они говорили, но очевидно, что Путин подобрал правильные слова, чтобы завоевать его доверие и создать основу для уважительных взаимоотношений. Вскоре после этого война, которая грозила стать затяжной, закончилась", - вспоминает Якунин.
При этом, по его мнению, отсутствие уважения, которое проявляет Запад по отношению к России и ее лидеру, и постоянные нападки лишь сплачивают страну вокруг лидера. "Не секрет, что русские способны выдерживать очень большие трудности, больше, чем любой другой народ на Земле, но они не выносят оскорблений в свой адрес. Русские воспринимают оскорбление национального лидера как личное оскорбление, как унижение своей страны", - считает Якунин.
Бизнес-братство
Якунин, который в 1980-х годах работал в Нью-Йорке по линии технической разведки, в начале 1990-х годов в момент распада СССР вернулся на родину и обосновался в Санкт-Петербурге. По его словам, в 1991 году совместно с Юрием Ковальчуком и братьями Андреем и Сергеем Фурсенко создали фирму "Темп", которая стала заниматься производством фильтров водоочистки.
"Мы знали, что из-за плохого качества вода в городе едва ли может считаться пригодной для питья, а нам был известен минерал, способный очень эффективно ее очищать. Фильтры водоочистки уже тогда можно было свободно купить в магазинах, но наше взаимодействие с исследовательскими институтами обеспечило нам технологическое преимущество: никто, кроме нас, не владел информацией об этом минерале - мы же знали, где его получить и как использовать", - вспоминает Якунин.
"Наш бизнес строился по принципам общины - фактически мы жили и работали в теснейшей взаимосвязи, что больше походило на отношения в израильском кибуце, нежели на что-то еще. Я даже вложил в общий доход коллектива свою пенсию сотрудника госбезопасности, отчего моя жена была не в восторге. Но для меня это было важно, и для этики нашей группы тоже; мы чувствовали, что это неправильно - когда один из нас богаче, чем остальные, так что все получали совершенно одинаковую долю прибыли", - пишет экс-глава РЖД.
Во главе РЖД
Значительная часть книги Якунина посвящена работе на посту главы РЖД, пришедшей на смену министерству путей сообщения. По признанию Якунина, работа во главе российских железных дорог стала для него главным испытанием в жизни.
По его словам, в 2002 году, когда он занимал пост заместителя министра транспорта, ему позвонил президент Путин и спросил совета по поводу одного из кандидатов на недавно освободившееся после Николая Аксененко место министра путей сообщения. "Я знал этого человека, поскольку в прошлом мы вместе работали в Санкт-Петербурге, и не был уверен, что он подходит на эту должность, поэтому мои ответы в целом были уклончивыми, даже негативными", - пишет он.
Вслед за этим Путин спросил, кто мог бы вместо занять пост министра. "Я ответил, что знаю только одного человека, который обладает необходимыми качествами, хотя и не знаком с ним лично, и это Геннадий Фадеев, который в то время возглавлял Московскую железную дорогу. "Пожалуйста, свяжитесь с ним. Узнайте, готов ли он занять эту должность", - написал экс-глава РЖД.
"Вскоре после этого Путин вновь позвонил мне и сообщил, что я назначен первым заместителем министра путей сообщения и подотчетен министру Фадееву", - вспоминает Якунин. В 2005 году он возглавил РЖД и проработал в компании до августа 2015 года.
"Реформы, которые мы начали проводить во всей железнодорожной системе, в конечном счете позволили нам привлечь частные инвестиции в размере более $50 млрд. Одно из самых очевидных направлений, где мы могли использовать эти средства, - обновление локомотивов и подвижного состава", - пишет он.
Крушение "Невского экспресса"
Как один из самых драматичных моментов свой работы на посту главы РЖД Якунин вспоминает подрыв пассажирского поезда "Невский экспресс" в 2009 году, в результате которого 28 человек погибли и около сотни получили ранения. Якунин лично приехал на место крушения и организовал операцию по спасению пострадавших и восстановлению движения.
"Позже я узнал, что министр транспорта Игорь Левитин вместе с главой МЧС Сергеем Шойгу обратились к президенту за разрешением выехать на место происшествия. "Кто сейчас там организует работу?" - спросил президент. Узнав, что это был я, он сказал: "Если Якунин там, вам ехать не нужно; он сделает все, что можно. Переговорите с ним, окажите ему любую помощь, в которой он нуждается, и пусть он руководит [операцией]", - пишет Якунин.
По его словам, непосредственно рядом с местом крушения стоял дом бывшей железнодорожницы, 78-летней Елены Голубевой, которая оказывала помощь пострадавшим, отдав им в том числе свои подушки и одеяла.
"После моего возвращения в Москву в телефонном разговоре Путин спросил, могу ли я помочь этой женщине. Я почувствовал гордость от того, что добрый поступок железнодорожницы был отмечен президентом. Я сообщил Путину, что мы уже сделали это", - пишет экс-глава РЖД.
Якунин покинул РЖД в 2015 году, однако, по его словам, еще за два года до этого он почувствовал, что его время как руководителя начинает подходить к концу.
"Это произошло в сентябре 2013 года, после восьми лет на посту президента РЖД. После громких споров в министерстве финансов президент пригласил нас на встречу в узком кругу. На ней присутствовали министр экономического развития, министр финансов, вице-премьер, представитель администрации президента и, конечно, сам Путин. У министра финансов и у меня были совершенно противоположные мнения, и ни один из нас ни на йоту не хотел уступать другому. Впервые после того, как я возглавил РЖД, я почувствовал, что в этом споре я терпел поражение. Складывалось впечатление, что изменение политической обстановки означало, что я больше не подхожу для этой должности", - вспоминает он.