26 января 2013, 20:08

Партнер Улановой и Плисецкой народный артист СССР Николай Фадеечев отмечает 80-летний юбилей

Одиллия – Майя Плисецкая, Принц – Николай Фадеечев, фото ИТАР-ТАСС
Одиллия – Майя Плисецкая, Принц – Николай Фадеечев, фото ИТАР-ТАСС

У него был богатый репертуар, включавший "Щелкунчика" и "Раймонду", "Спящую красавицу" и "Лауренсию", "Бахчисарайский фонтан" и "Лебединое озеро"

МОСКВА, 27 января. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Поздравления с 80-летием принимает сегодня блистательный танцовщик, а ныне педагог-репетитор Большого театра, народный артист СССР Николай Фадеечев. У него был богатый репертуар, включавший "Щелкунчика" и "Раймонду", "Спящую красавицу" и "Лауренсию", "Бахчисарайский фонтан" и "Гаянэ", "Каменный цветок" и "Ромео и Джульетту". Но все же главным в его карьере стал балет номер один классического наследия - "Лебединое озеро". Представление этого спектакля, которое состоится 3 февраля, ГАБТ посвящает своему выдающемуся мастеру.

Он родился в Москве. Учился в Московском хореографическом училище. В 1952 году был принят в балетную труппу Большого театра, в составе которой танцевал в течение двадцати пяти лет. Так просто и ясно выглядит биография Николая Фадеечева. Но он был неординарный танцовщик, и судьба одарила его своей щедростью.

Так, в 1956 году ему довелось стать участником первых зарубежных гастролей Большого театра, которые, как известно, состоялись в Лондоне и открыли миру русский советский балет. Фадеечев танцевал с Галиной Улановой "Жизель". И английская пресса назвала его самым "аристократичным коммунистом".

А в 1971 году Фадеечев вместе с Майей Плисецкой стали первыми советскими приглашенными солистами Опера де Пари, где исполнили главные партии в балете "Лебединое озеро". И снова зарубежная критика воздала должное уникальным артистам.

Благодаря хорошим природным данным, врожденной деликатности и чуткости в дуэтном танце, Фадеечев оказался незаменимым партнером для всех ведущих балерин своего времени. Кроме Улановой и Плисецкой, он танцевал также с другими знаменитыми примами Большого театра - Раисой Стручковой, Мариной Кондратьевой, Екатериной Максимовой, Людмилой Семенякой.

Словом, он был настоящим мужчиной на балетной сцене. Режиссер и авторитетный критик Борис Львов-Анохин писал о нем так: "Фадеечев принадлежит к редкому типу "воздушных" танцовщиков. Легкость как бы замедленного в воздухе прыжка, "бесшумность" приземлений создают впечатление, что он может свободно и безмятежно парить в воздухе. Несмотря на редкое, почти утонченное изящество танца, на графичную и по-особому "деликатную" манеру игры, Фадеечев в существе своего творчества прост и мужествен". И это - очень точная характеристика.

Понятно, что, завершив артистическую карьеру, Николай Борисович не отправился на покой, а перешел в ранг балетмейстеров-репетиторов. Передавая свой опыт молодым коллегам, работал с премьерами ГАБТа - Андреем Уваровым, Сергеем Филиным, Николаем Цискаридзе. Сейчас репетирует с солистами уже следующего поколения - Русланом Скворцовым и Антоном Овчаренко.

В общем, несмотря на свои 80 лет, Николай Фадеечев по-прежнему весь в балете, с которым, кстати, неразрывно связана и его личная жизнь. Супруга юбиляра - Ирина Холина в прошлом солистка балета Большого театра. Да и их дети - Алексей и Александр также продолжили семейную традицию, став танцовщиками.