15 августа 2018, 11:15

В новом сезоне гостей Третьяковки ждут выставки Кабаковых, Ларионова и Куинджи

Выставка "Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех". Александр Демьянчук/ ТАСС
Выставка "Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех"
Выставка Ильи Кабакова ранее была показана в Галерее Тейт и Эрмитаже

МОСКВА, 15 августа. /ТАСС/. Третьяковская галерея, официальное открытие которой состоялось ровно 125 лет назад, осенью проведет ряд крупных выставок, каждая из которых является знаковой. В честь юбилейной даты директор музея Зельфира Трегулова рассказала ТАСС о том, какая миссия у Третьяковской галереи сейчас и какие выставочные проекты откроются в ближайшее время.

Знаковые выставки

Самая первая премьера сезона - выставка в "Зарядье" в самом начале сентября. "Это первый проект Третьяковской галереи в этом пространстве и, надеюсь, не последний. Это выставка "Изображая Россию", на которой мы представим произведения из своего собрания, изображающие Россию как страну, где сочетаются самые различные географические пояса", - рассказала директор Третьяковской галереи.

Вслед за этим в Новой Третьяковке на Крымском Валу откроется выставка "Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех". "Это первая в Москве ретроспектива великого художника Ильи Кабакова, которому в этом году исполняется 85 лет, и первая выставка Кабакова в Третьяковской галерее. Это абсолютно знаковый для нас проект, который мы делали вместе с двумя другими великими музеями - галереей Тейт Модерн в Лондоне и Государственным Эрмитажем", - отметила собеседница агентства.

Третьяковская галерея - последняя точка, где будет экспонироваться этот проект. "В каждом месте экспонирования были какие-то свои особенности. Государственный Эрмитаж показал те работы Кабакова и те инсталляции, включая "Красный вагон", которые находятся у них в собрании, которые уже не покидают стены Эрмитажа. Мы покажем несколько неизвестных ранее широкому зрителю ранних работ Кабакова. К сожалению, ряд работ, которые содержатся в галерее Тейт, в силу эмбарго на межмузейный обмен между Россией и США не смогли приехать в Россию. И мы постарались заменить их работами, которые нам удалось получить из зарубежных и российских частных собраний", - рассказала Трегулова и добавила, что будет показана еще одна инсталляция, которой не было ни в Галерее Тейт, ни в Эрмитаже

19 сентября для публики откроется первая в истории ретроспектива величайшего русского художника начала 20 века - Михаила Ларионова. Его имя гораздо меньше известно и широкому зрителю, гораздо меньше на слуху, чем его великих современников - Малевича, Кандинского и Татлина, отметила собеседница агентства.

Экспозиция объединит самые знаковые и важные произведения Ларионова из российских и зарубежных музеев, частных собраний. Работы для нее предоставили такие крупные музеи, как Центр Помпиду, галерея Тейт Модерн, Музей Виктории и Альберта, Музей Альбертина. "Эта выставка будет идти в том же здании, что и выставка Кабакова, для которого, кстати, Ларионов самый важный русский художник. Мы надеемся, что эти две экспозиции покажут начало важнейших художественных процессов начала ХХ века, как они отражаются в творчестве Ларионова, и логическое продолжение - в творчестве Кабакова", - сказала директор галереи.

В первые дни октября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи начнет работу выставка Архипа Куинджи. "Мы надеемся, что она заставит зрителей по-новому взглянуть на этого очень популярного художника и понять, что все знаменитые эффекты, которые он использовал в своих очень необычных картинах, это не некая самоцель, а попытка отразить серьезнейший метафизический смысл, который, как он полагал, разлит в природе", - отметила Трегулова. Экспозиция расскажет о Куинджи как о художнике-философе, художнике-метафизике, который через пейзаж выражал важнейшие темы и состояния человека.

Демократичный музей

"Павел Третьяков с самого начала коллекционирования собирал произведения не для своей частной коллекции, а для того, чтобы создать то, чего не существовало в России - национальную картинную галерею. Потом, после смерти брата Сергея, в 1892 году его собрание западноевропейской живописи вливается в коллекцию Третьяковской галереи, которая в этот момент Павел Третьяков передает Москве. И ровно 125 лет назад состоялось официальное открытие музея, получившего после передачи городу название Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых", - напомнила Трегулова.

Третьяковская галерея, возможно, один из самых демократичных музеев, считает она. "Во всяком случае история формирования коллекции и история создания музея - яркий пример, насколько важной и серьезной была на тот момент в России частная инициатива. И как много может сделать один человек, поставивший перед собой важнейшую задачу, важнейшую миссию, которую, по большому счету, наверное, должно было осуществить государство", - отметила собеседница агентства.

По ее словам, происхождение и традиции Третьяковской галереи несколько отличаются от музеев, созданных по воле императора - Музея императора Александра III (теперь это Русский музей), Эрмитажа или теперешнего Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. "Поэтому Третьяковская галерея всегда была музеем более демократичным и в максимальной степени ориентированным для зрителя и в первую очередь, конечно, зрителя московского", - добавила Трегулова.

Разрушая стереотипы

Важной задачей Третьяковской галереи директор называет желание открыть зрителю новый мир, показать ему что-то новое в том, что он, казалось бы, знает, по школьному учебнику. "То, что является актуальным и одновременно вечным и интересовало людей как 100-150 лет назад, так и продолжает волновать их сегодня. Вот то, что мы ставим сейчас во главу угла", - пояснила Трегулова.

Выставки и программы галереи адресованы как приверженцам классической русской школы, так и тем, кто тяготеет к современному искусству. "Мы разрушаем стереотип Третьяковской галереи как чего-то очень консервативного и устремленного в какой-то степени в прошлое", - отметила собеседница агентства.

Она напомнила, что Павел Третьяков собирал именно современное искусство. Причем часто он покупал вещи в мастерской художников, а не какие-то известные произведения. Более того, какие-то полотна он заказывал сам, и без его усилий многие произведения, которые сейчас являются гордостью галереи, могли бы не появиться.

"Поэтому вот это сочетание интереса к тому, что происходит сегодня, и очень современной интерпретации как классического наследия, так и того, что происходит в искусстве и жизни сейчас, кажется нам очень важным", - заключила Трегулова.