БРЮССЕЛЬ, 21 октября. /ТАСС/. Европейские нормы не имеют приоритета над законами стран сообщества по умолчанию, поэтому юридические или финансовые санкции, которые Еврокомиссия готовит против Польши, лишены оснований. Такое мнение выразил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в четверг по прибытии на саммит ЕС, комментируя юридический конфликт вокруг Польши, Конституционный суд которой в начале октября принял решение, что конституция страны имеет приоритет над нормами ЕС.
"Принцип приоритета норм ЕС над национальными [нормами] не прописан ни в каких базовых документах ЕС. Евросоюз имеет приоритет только в тех сферах, в которых ему были переданы [национальными правительствами] компетенции", - подчеркнул он.
По его словам, европейские институты "регулярно обходят права правительств и парламентов стран ЕС и меняют соглашения [о деятельности ЕС], не имея на это никаких легальных оснований".
"Поэтому поляки правы. В тех сферах, где мы не передавали законотворческие функции институтам ЕС, национальный закон [стран ЕС] имеет приоритет. Здесь нет никаких сомнений, это простейший юридический вопрос", сказал он.
Необоснованные обвинения
"Верховенство права и санкции против Польши? Это смешно, Польша - это демократическая и лучшая страна ЕС, для них нет никаких оснований", - убежден Орбан.
Он пояснил журналистам, что не намерен создавать никаких политических блоков с Варшавой, а поддерживает ее позицию, поскольку считает это справедливым. "Мы здесь не создаем блоки и альянсы, это не холодная война. Мы поддерживаем позиции, которые мы считаем важными для наших народов, и мы боремся за них вместе, здесь работает такая логика", - сказал он.
Орбан также отверг мнение журналистов, что в ЕС назревает новый раскол между западными и восточными странами, по его словами раскол есть "только между теми, у кого есть здравый смысл, и теми, у кого его уже нет".
Взгляд с Запада
Противоположную точку зрения на эту проблему высказал премьер-министр одной из стран-основательниц ЕС - Люксембурга Ксавье Беттель.
"Если мы согласимся, что европейские законы применяются не одинаково в разных странах, значит мы можем прийти к ситуации, когда в какой-то стране европейцы будут иметь меньше прав, - сказал он. - Еврокомиссия должна принять решение по этому вопросу, и мы [лидеры ЕС] должны поддерживать Еврокомиссию. Если мы согласились быть членами ЕС, значит мы согласились, что есть правила и что мы должны соблюдать эти правила".
Отвечая на критику со стороны Польши и Венгрии о недемократической сути институтов ЕС, Беттель заявил: "Польша представлена в Совете ЕС на министерском уровне, премьер Польши участвует в работе Европейского совета, есть польские депутаты Европейского парламента, а также еврокомиссар, назначенный правительством Польши. Хватит говорить, что Европа - это недемократическая структура, созданная инопланетянами. Европа - это мы. Когда у вас что-то не получается - это из-за Евросоюза, а когда все нормально, это благодаря вам. Так не пойдет. Это не та Европа, которую я хочу видеть", - сказал он.
Наказание Варшавы
Еврокомиссия готовится начать процедуру привлечения Польши к ответственности за решение Конституционного суда страны, который объявил, что конституция Польши имеет на ее территории приоритет над нормами ЕС.
Как сообщил по прибытии на саммит еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс, Еврокомиссия испробует все пути диалога в польском досье, в частности, он намерен отправиться в Варшаву в ноябре для обсуждения этой ситуации, однако если эти усилия не увенчаются успехом, Еврокомиссия готова использовать "все имеющиеся в ее распоряжении инструменты, финансовые и юридические". В теории за нарушение принципа верховенства права в ЕС страна может быть лишена права голоса в Совете ЕС, а ее финансирование из бюджета ЕС на время заморожено.
В то же время Брюссель проявляет очень большую осторожность в вопросе реальных санкций, опасаясь вызвать всплеск антиевропейских настроений в этой стране.
Правовой конфликт
7 октября Конституционный суд Польши, рассмотрев запрос премьер-министра Матеуша Моравецкого, подтвердил несоответствие конституции республики нормы о приоритете европейского права. Это решение вызвало новую волну критики со стороны Брюсселя и дискуссию о возможности лишения Варшавы средств из европейских фондов.
Поводом для решения польского Конституционного суда могло стать удовлетворение 14 июля иска Еврокомиссии Европейским судом юстиции. Инстанция ввела ограничения на деятельность дисциплинарной палаты Верховного суда Польши, постановив, что реформированная польская судебная система нарушает принцип верховенства закона, поскольку создает предпосылки к возникновению зависимости судебной ветви власти от исполнительной.