БУХАРЕСТ, 13 июля. /ТАСС/. Румыния дала согласие украинской стороне на транзит Килийского канала и канала Быстрое [на Украине называется канал устье Быстрое судового хода реки Дунай - Черное море - прим. ТАСС] судам с зерновыми под флагами третьих стран. Об этом сообщил в среду МИД Румынии.
"Согласие румынской стороны на использование канала Быстрое для транзита груженных зерном судов носит исключительный характер, учитывая важность диверсификации и оптимизации транспортных маршрутов для украинского экспорта зерновых", - указывает внешнеполитическое ведомство.
Одновременно МИД подчеркнул, что Румыния "сохраняет свою принципиальную позицию относительно проекта развития с целью навигации канала Быстрое, а также необходимости уважения применяемых принципов международного права, в том числе в области защиты окружающей среды". В сообщении отмечается, что страна будет стараться облегчить транзит и экспорт зерновых с Украины, в том числе через румынские порты на Дунае и Черном море.
Администрация морских портов Украины (АМПУ) сообщила в минувшую субботу о возобновлении навигации по каналу Дунай - Черное море, который находится в Одесской области. Дунай - Черное море - глубоководный судоходный канал, проложенный по устьям (руслам) Быстрое, Старостамбульское и Килийское в дельте Дуная. Канал проходит по территории Дунайского биосферного заповедника.
Включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году дельта Дуная представляет собой одну из самых обширных влажных зон в мире с более чем 400 озерами, дубовыми и ясеневыми лесами, песчаными дюнами и дикими пляжами на морском пляже дельты. Дунайская дельта - вторая по величине в Европе после дельты Волги. Из 5640 квадратных километров общей площади более чем 4340 квадратных километров (83%) находятся на территории Румынии, остальное - на Украине.
Позиция Румынии относительно канала Быстрое
"11 мая 2004 года украинские власти начали гидротехнические работы с целью сооружения на канале Быстрое и Килийском рукаве глубоководного канала для альтернативного доступа морских судов к портам на нижнем Дунае", - указывается в справке, размещенной на сайте МИД Румынии.
После первых сообщений об этом проекте МИД Румынии заявил о необходимости соблюдения Украиной международного права, которое устанавливает особый режим защиты дельты Дуная и подробно регламентирует процедуры оценки воздействия таких трансграничных проектов, как украинский, на окружающую среду. Уведомленные Румынией международные экологические организации посчитали, что украинский проект нарушает положения многочисленных международных конвенций в сфере охраны окружающей среды, и потребовали, чтобы украинские власти остановили работы.
Большинство вопросов, связанных с украинским проектом, решались в рамках Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо, Финляндия), отмечается в справке. Созданная для анализа украинского проекта комиссия пришла в 2006 году к выводу, что проведенные или планируемые работы оказывают значительное воздействие на окружающую среду.
Затем конференция сторон Конвенции Эспоо постановила, что украинские власти нарушили положения конвенции, не проведя предварительной оценки воздействия проекта на окружающую среду, согласно международным правилам, и вынесла Украине предупреждение. В результате украинские власти сообщили в 2020 году, что откажутся от первоначального проекта и будут строго соблюдать требования оценки воздействия проекта на окружающую среду.
"В настоящее время румынские и украинские власти ведут переговоры о заключении двустороннего соглашения, <...> которое включало бы ясные положения о процедурах по оценке воздействия проекта на окружающую среду", - отмечается в заключение документа МИД Румынии.