ВАШИНГТОН, 24 января. /ТАСС/. Сожжение Корана у здания посольства Турции в Стокгольме выгодно противникам вступления Швеции в НАТО. Об этом заявил во вторник на брифинге руководитель пресс-службы Госдепартамента Нед Прайс.
"Факт того, что есть лица, которые извлекают выгоду из прочных, устоявшихся демократических принципов, которые охраняет Швеция, является гнусным, отвратительным и предосудительным, - сказал он. - Я не буду говорить про мотивы в контексте инцидента, однако как вы слышали от наших шведских партнеров, безусловно, есть обеспокоенность, что провокаторы, которые не хотели ли бы видеть Швецию в НАТО, причастны к этому".
Как стало известно во вторник, переговоры между Анкарой, Стокгольмом и Хельсинки по вступлению Швеции и Финляндии в НАТО, которые были намечены на февраль, отложены на неопределенный срок.
В субботу перед посольством Турции в Стокгольме прошла акция лидера правоэкстремистской партии "Жесткий курс" Расмуса Палудана с публичным сожжением Корана. В своей речи он раскритиковал президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, а также продемонстрировал карикатуру на пророка Мухаммеда. В понедельник Эрдоган заявил, что Швеции не стоит ждать поддержки ее заявки на вступление в НАТО от Анкары после антитурецких акций в Стокгольме. В аналогичном духе ранее высказались главы МИД и Минобороны Турции Мевлют Чавушоглу и Хулуси Акар.
Швеция и Финляндия в мае 2022 года подали заявки на вхождение в состав Североатлантического альянса, однако процесс вступления в НАТО заблокировала Турция, потребовав от них объявить террористическими курдские организации и выдать лиц, обвиняемых в терроризме или участии в попытке переворота в 2016 году. 28 июня в Мадриде перед началом саммита НАТО прошли переговоры Эрдогана, президента Финляндии Саули Ниинистё, занимавшей тогда пост премьер-министра Швеции Магдалены Андерссон и генсека альянса Йенса Столтенберга. Был подписан меморандум, позволяющий Стокгольму и Хельсинки вступить в НАТО.
В Анкаре ранее заявляли, что этот меморандум не носит окончательного характера и турецкий парламент может не одобрить его, если две страны не выполнят закрепленные в нем обязательства противодействовать террористическим организациям.