Саммит ЕС: Греция должна остаться в зоне евро

Афины . AP Photo/ Petros Giannakouris
Афины

Следующее внеплановое заседание Еврогруппы пройдет 27 июня

БРЮССЕЛЬ, 25 июня. /Корр. ТАСС Виктория Дубровина, Денис Дубровин/. Греция должна остаться в зоне евро, проводя структурные реформы, на которых настаивают кредиторы. Этим тезисом завершилась дискуссия на саммите глав государств и правительств 28 стран ЕС по проблеме спасения от дефолта Греции. Саммит не принял никаких практических решений по списку реформ, которые надлежит реализовывать Афинам.

"Все европейские лидеры подтвердили стремление сохранить Грецию в зоне евро, подчеркнув необходимость выполнения Афинами программы структурных реформ. Обсуждение Греции завершилось. Оно носило чисто информационный характер - председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум и премьер Греции Алексис Ципрас проинформировали ЕС о ходе переговоров Афин с институтами (Еврокомиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом (МВФ))", - сообщил ТАСС источник в кулуарах встречи.

Председатель Еврогруппы и ее члены - министры финансов зоны евро, которые провели серию встреч перед саммитом ЕС, уже покинули Европейский квартал Брюсселя. Они констатировали, что между Грецией и кредиторами остаются серьезные разногласия по ряду положений. Переговоры продолжаются на техническом уровне.

"Сегодня на заседании Еврогруппы (министров финансов еврозоны) институты предоставили нам информацию о последних предложениях Греции, по ряду положений которых остаются серьезные разногласия. Еврогруппа, возможно, вновь будет созвана в субботу (27 июня) для подведения итогов", - говорится в заявлении председателя Дейсселблума, распространенном сегодня в Брюсселе.

По словам главы Еврогруппы, кредиторам необходимо проводить оценку последних предложений от греческого правительства, так как "они были получены слишком поздно сегодня, буквально перед началом заседания" министров финансов стран зоны евро. "Между тем, дверь для властей Греции остается открытой, чтобы принять предложения, представленные институтами", - подчеркнул Дейсселблум.

В свою очередь, премьер-министр Ирландии Энда Кенни выразил надежду, что соглашение между Грецией и ее кредиторами может быть достигнуто в предстоящие выходные - 27-28 июня. "Думаю, будет трудно достичь результата сегодня вечером. Могу предположить, что это может произойти в течение этих выходных", - сказал он.

Афины 30 июня должны выплатить МВФ долг в размере 1,6 млрд евро. Этих денег у Афин нет. Ситуацию гипотетически могут спасти 7,2 млрд евро, которые страна должна была получить с 2014 года в рамках второй программы международной помощи. Однако кредиторы полны решимости перевести эту сумму Афинам только под их четкое обязательство ввести дополнительные меры бюджетной экономии, которые позволят обеспечить профицит бюджета, чтобы Греция смогла начать выплачивать кредиторам свои долги. Главным камнем преткновения на переговорах остается требование кредиторов по сокращению пенсий и ужесточению социальных норм на рынке труда, что правительство Греции считает неприемлемым.

Следует отметить, что даже если Греция сможет достичь взаимопонимания с кредиторами в субботу, институты вряд ли успеют завершить до 30 июня все необходимые процедуры, для перевода первого транша помощи, который, по замыслу кредиторов должен составить 1,8 млрд евро. В этом случае МВФ может пойти на короткую техническую отсрочку по выплате части платежа, но только в случае наличия четкого компромисса между Афинами и кредиторами.

"Если решение не будет достигнуто, 1 июля Грецию ждет дефолт по кредитам МВФ", - заявила глава фонда Кристин Лагард.

С 2010 года, когда начался кризис суверенной задолженности Греции, ЕС и МВФ выделили этой стране кредитов почти на 250 млрд евро, и эти средства Афины постепенно должны возвращать. Несмотря на частичное списание задолженности Греции в 2012 году, ее госдолг в настоящий момент превышает 315 млрд евро, что составляет 175% ВВП. Это в три раза больше предельно допустимого уровня данного показателя для стран зоны евро, который, согласно Пакту стабильности и роста, составляет 60% от ВВП.